Унылые здания, отличные пространства

21 января 2021 г.

Чтоб создать хорошее общественное пространство, нужны два простых ингредиента. Это совсем не годы практики в проектировании. Не первоклассная архитектура. Не гениальный мастер-план от специалистов с мировым именем. Да и вбухивать миллиарды тоже не требуется.

Во-первых, для хорошего общественного пространства нужны люди. Много людей, которые по нему гуляют. Значит, необходимо что-то, привлекающее людей — магазины, места для отдыха, красивый пейзаж… этот ряд можно продолжать долго.

Во-вторых, пространство должно быть человеческого масштаба. Всем этим людям нужно место для комфортных прогулок. Не гигантские площади, на которых ничего нет, и не узенькие места, где может случиться приступ клаустрофобии. Хорошо, если пространство будет восприниматься чем-то вроде комнаты или коридора на улице.

Если оба этих принципа будут соблюдены, то стоит дать людям свободу самим оживить это место — а дальше всё получится само.

Можно ли спасти плохую архитектуру хорошим городским планированием

Архитектор Кристофер Либератос как-то написал в Твиттере: «Хорошая архитектура может спасти плохое планирование, но не наоборот». Однако можно найти множество обратных примеров.

Например, улица Янака Гинза в Токио — небольшая торговая улица в тихом районе с в основном малоэтажной застройкой. Это совсем не туристическое место, покупатели там в основном местные, и магазины подстраиваются — сувениров там почти не найти, в отличие от нужных каждый день товаров. Однако про эту улицу пишут абсолютно везде. Например, один из японских журналов назвал её «лучшей торговой улицей Токио, которая напоминает о старых временах» и символом уклада жизни «ситамати» (в переводе — Нижнего города, восточной части Токио, где в основном жили рабочие. Эта часть города во время послевоенного экономического роста преобразилась не так сильно, как западная, известная своими кварталами небоскрёбов, с которыми гораздо чаще ассоциируется Токио).

Небольшие магазинчики там продают еду. Рядом — книжный, по соседству — парикмахерская. Всё это небольшие заведения, владеют ими местные жители. Сам район очень компактный и плотный — и при этом в нём нет многоэтажек. Секрет в том, чтобы использовать буквально каждый квадратный метр. Улицы там узкие и работают как общее пространство. Японцы, конечно, мастера экономить пространство 80-го уровня — иного в небольшой островной стране и быть не могло.

Янака стала успешной улицей, при том что это не какое-то крупное место, куда все приезжают. Это, по сути, отдельное поселение внутри крупного города. Практически всё, что нужно для жизни, можно найти на Янаке — а если захочется уехать, метро в пяти минутах ходьбы в любом направлении.

Янака Гинза — достаточно привлекательное место, хотя там нет каких-то особо примечательных зданий. Если посмотреть на архитектуру, стоит обратить внимание на вторые этажи и выше: в основном это обычные невзрачные коробки. Их ещё называют «фоновыми зданиями» — перед ними или внутри них происходит вся жизнь. Визуально привлекательны не они, а яркие вывески, козырьки и, конечно, витрины.

И всё это вместе безумно интересно и для кого-то красиво. Это не статичная красота, а красота в движении — именно активность места здесь привлекательна, а не оно само по себе. Это отличное пространство, где хочется проводить время.

Ярмарка как образец

Там, где улицы широкие, а площади гигантские, за образец торговой улицы можно взять ярмарки. Узкие проходы между прилавков, товары постоянно на виду. Регулярные местные покупатели смешиваются с приехавшими издалека. За историю человечества многие города, если не большинство, начинали своё развитие именно как такие ярмарки.

В США сейчас такие ярмарки популярны и развиваются — и не только потому что растёт интерес покупать местное. Людям хочется насладиться прогулкой по месту, где это можно действительно удобно сделать — а заодно и закупиться. Если представить улицу вроде Янака Гинза как дальнейшее развитие уличных ярмарок — откроется много возможностей создавать отличные пространства и у нас.

Красота — приятный бонус. Функциональность важнее

Разумеется, есть совершенные места, где и масштаб человеческий, и отличная архитектура. Совершенно не возбраняется вдохновляться такими местами. Вот ещё один пример из Японии:


Главное — не забывать о порядке действий. Зачастую забывается, как именно появились такие отличные места. Они не появились из ниоткуда, их не создало какое-то гораздо более просвещённое общество. Эти места развивались многими поколениями людей, которые не разрушали то, что было, а чинили и поддерживали в хорошем состоянии. Это как в цитате английского писателя Честертона: «Не люди полюбили Рим за красоту, а Рим стал красивым, потому что люди его любили».

Если создавать пространства, которые привлекают людей и самодостаточны, они станут популярными. Если пространство «не работает», то красотой его не спасти.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 989 465₽ из 1 000 000

Еще статьи на эту тему