Состояние трамвайного полотна в Саратове и основные дефекты

23 апреля 2013 г.
В среду мы с Антоном Морваном ("Общественное мнение"), Владимиром Аблизиным ("Сарметро") и Сергеем Родионовым (руководитель отдела структурного подразделения Главного вычислительного центра ОАО "РЖД", историк, железнодорожник) отправились на обследование состояния трамвайного полотна. Наш путь начался у 10 корпуса СГУ и далее по рельсам 3 и 9 маршрутов почти через 3 часа мы завершили осмотр у Товарных проездов. То есть можно сказать, что мы осмотрели рельсы наиболее востребованных маршрутов в центральной части. Что твориться на переферии страшно даже и представить. Давайте познакомимся с основными дефектами рельсового пути и их причинами.



Понятное дело, что все эти ухищрения, на которые у нас идут, не от хорошей жизни, а из-за отсутствия должного финансирования. Но и при этом работы можно было бы выполнять аккуратно и качественно. Тем не менее, что есть - то мы и покажем.
Ни для кого не секрет, что большинство рельсов у нас довольно старые. В качестве "новых трамвайных" идут списанные рельсы, купленные у железнодорожников.



Итак приступим к осмотру. Что мы видим на этом участке?



Стык разнотипных рельсов без переходников, ступеньки по высоте, разогнанный большой зазор, вставка короткого куска в стыке.



Обилие коротких вставок встречается на протяжении всего рельсового пути.



Я рельс слепила из того, что было.



Многослойные навары на стыке сваркой, но яма на поверхности катания все равно осталась.



Самодельная крестовина, поверхность катания крайне разбита и деформирована, видны наплавки обычной сваркой.



Боковая выборка на повороте на стыке на наружном рельсе, глубина до 4 см, фактической уширение пути в этом месте 4 см относительно шаблона, сильный боковой удар при проходе трамвая.



От этого выброса рельс сточился почти в два раза.



Балласта маловато и он скорее всего не подбит под шпалы, костылей тоже забито меньше чем надо, много пустых отверстий в шпальных накладках. Кроме того видно, что накладки разного типа (количество отверстий, размер).



Многочисленные "горбы" на рельсах.



Накладка прикручена двумя болтами, вставка короткого куска в стыке, причем вставка не доходит до подошвы рельса, подошва цельная, значит вставка - это только кусок сверху.



Несоосность на стыке, горб на одной нитке рельсов.



Он же, с другой стороны в анаглифе.



Нет одного болта на стыке, накладка отошла от рельсов, губка желобчатого рельса сточена до того, что отломилась и вместо неё приварили болт, выбоина на поверхности катания.



Огромные дыры полученные ацетиленовой сваркой для болтов, сейчас стыки сварены, но до этого явно были свинчены, существующее сверленое отверстие на рельсе справа не подходило для свинчивания по месту.



Разрыв контакта между рельсами на стыке. Контакт неплотный, что приводит к искрению.



Раскрутились болты в стыке на повороте, рельсы разошлись и находятся под приличным углом друг к другу, на этом месте будут боковые удары.



Расплющивания типа выбоин напротив существующего стыка на другой нитке пути.



Сварные швы на стыках не зашлифованы (так практически везде на путях), накат только на 1 см поверхности катания с внутренней стороны пути, что говорит о том, что угол подуклонки рельсов сильно не совпадает с углом конусности колес, у колес угол больше. Если рельсы твердые, тут будет на колесах образовываться вмятина около гребня.



Соединение рельсов Р-65 и Р-50 накладками от Р-50 без переходников, левый рельс висит в воздухе, перепад высоты на стыке.



Разошедшиеся стыки заварены подручными материалами, в данном случае болтом.



Типовой волнообразный износ в местах пересечения с автомобильным движением и после него по направлению движения.



Типовой волнообразный износ в кривых, распространен повсеместно.



Типовые выбоины на сваренных стыках.



Трещина рельса и скол поверхности катания около нее.



На всём протяжении путей в земле валяются болты, гайки, башмаки...



Примерно от 1–ой Беговой до 4-го Товарного проезда пути проходят практически в болоте. Рельсы со шпалами проваливаются в эту почти не просыхающую грязь, куда стекает вода со всех более возвышенных частей местности в окрестностях. Хоть и существует некоторое количество водоотводных лотков, как вдоль, так и поперек путей, выведенных в дренажный колодец около путей на углу 3-го Товарного проезда, очевидно, что необходимо поднять пути выше уровня почвы на серьезный слой балласта и обустроить в этом слое серьезный дренаж с выходом в тот же колодец, например. Может быть, даже подложить под балласт бетонные плиты с тем, чтобы балласт не проваливался в это болото. Примерно такая же ситуация с путями 10-го трамвая от Политехнической до угла Клочкова и 1-ой линии.

Состояние путей - это одна из главных проблем снижения скорости движения трамваев, а так же выхода из строя подвижного состава. У "СГЭТ даже имеется рельсошлифовальная машина, которая по-моему с 80-х ни раз не использовалась... Все предложения и замечания, сформулированные после исследования я отдам на следующей неделе в комитет транспорта и дорожного хозяйства.

В процессе обследование были найдены интересные трамвайные артефакты и конечно же отфотографированы окрестности. Об этом речь пойдёт в следующих постах:
2013-04-17 Трамвайный тур в центре
Артефакт Пролетарской линии и строительство домов на проезжей части Большой Садовой



Оригинал

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить