Сегодня я покажу как должна выглядеть самая крутая линия трамвая!
Находится она в норвежском городе Берген и что самое важное, скептики - это к вам, город находится в очень неблагоприятных климатических условиях!
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869804.jpg)
Система легкорельсового транспорта (ЛРТ) Bybanen работает в Бергене с 22 июня 2010г. Она основана на положительном опыте создания подобных транспортных систем, которые в большом количестве появились в последние десятилетия в городах Европы, Азии, Африки и Северной Америки.
Решение о постройке легкорельсовой транспортной системы было принято в 2000г городским советом г.Берген. Первый этап строительства длинной 9,8 км. с пятнадцатью станциями соединил центр города с южными пригородами и городком Nesttun.
В 2011г. началось строительство второй очереди ЛРТ длинной 3,6 км с пятью станциями от города Nesttun до станции Lagunen, где у существовавшей там крупной торговой зоны, был создан транспортно-пересадочный узел на пригородные линии автобуса.
Вторая очередь ЛРТ была сдана в эксплуатацию 22 июня 2013г.
Начнем с остановок.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869805.jpg)
Станция Byparken, находящаяся в центре Бергена немного отличается от всех остальных остановок на трамвайной линии, её можно разделить на две функциональные зоны: 1. платформа для посадки 2. место для ожидания.
Как я уже сказал, климат в Норвегии достаточно суровый, зимой часто идет снег, а летом дожди и сильный ветер, поэтому зал ожидания совершенно резонно закрыт по периметру остеклением
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869815.jpg)
На остановке есть схема линии, расписание, и автоматы по продаже билетов, ну и разумеется лавочки и урны.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869816.jpg)
Все остальные остановки - однотипные, различаются только длинной.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869818.jpg)
А вот расположение остановок в городском ландшафте гораздо интереснее.
Дело в том, что Берген расположен на скалистом основании и рельеф города очень сложный. При строительстве линии это было безусловно учтено, сооружено несколько тоннелей, а конечная станция Lagunen расположена на эстакаде.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869869.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869868.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869870.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869871.jpg)
Станция Lagunen, как я уже отметил, является частью транспортно-пересадочного узла, спустившись с моста - попадаешь на остановки автобусов, а чуть дальше парковка и крупный торговый центр.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869883.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869886.jpg)
С архитектурной точки зрения комплекс пересадки абсолютно функционален, удобные остановки, лавочки, есть лифт и туалет.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869884.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869885.jpg)
Вся инфраструктура выдержана в корпоративных цветах обслуживающей транспорт компании Skyss
И еще пару слов об благоустройстве, новый отрезок линии, открытый в этом году, в этом плане очень интересный:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869904.jpg)
Большие горшки-клумбы для растений (они пока не выросли), велопарковки, различные поверхности для того чтоб сидеть.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869903.jpg)
количество мест для парковки велосипедов правда не много не соответствует велосипедизации Бергена (пока не соответствует)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869993.jpg)
велосипедный мост через дорогу используется и как пешеходный и для инвалидов. Обратите внимание на то, как сделан правильный пешеходный переход, несмотря на то, что всего одна полоса для движения в каждую сторону - посередине островок безопасности. Основной путь движения выделен хорошим гранитным мощением, вспомогательные пешеходные пространства асфальтом,булыжником и другими материалами мощения.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869994.jpg)
Дорога. Тут не разгонишься до большой скорости, в Норвегии безопасностью дорожного движения не занимается полиция, а занимаются проектировщики дорог.
На новой линии между остновками Nesttun и Nesttun centrum трамвайная линия проходит через пешеходную зону.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870049.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870050.jpg)
Для безопасности вдоль трамвая высажены деревья, установлены лавочки, урны, велопарковки. В данном месте вагон существенно медленнее едет, что тоже связано с мерами безопасности.
На линии Bybanen используются трамваи Variobahn немецкой компании Stadler. Длинна вагонов 32 метра, ширина 2,65м., вместимость вагона - 220 пассажиров, сидячих мест - 84. Трамваи двухсторонние, расчитаны для работы на линиях с тупиковыми конечными. Все секции вагона низкопольные, высота пола над уровнем рельс - 30см.
Трамваи могут развивать скорость до 70км/ч. Однако по условиям безопасности, в Бергене быстрее 50км/ч. они не ездят.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870092.jpg)
Для обслуживания системы ЛРТ используется небольшое депо на остановке Kronstad
Это самое технологически современное и совершенное депо трамвая. Оно расположено на узком участке вдоль железной дороги в небольшом овраге. Несмотря на стесненность участка здесь очень грамотно размещаются места для хранения и обсуживания вагонов.
Единственное что не понравилось - на любом свободном участке территории устроена парковка автомобилей сотрудников.
Трамвай попадает в депо по пандусу, ведущему от основной линии.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870196.jpg)
При въезде расположена мойка и ангар для осмотра вагона.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870149.jpg)
На одном из путей стоит многофункциональный обслуживающий вагон.
У него есть имя - "Спящая красавица". Вагон моет трамвайные пути, зимой чистит снег, производит шлифовку рельс, и проводит измерения контактной сети, напомню что в наших трамвайных депо для каждой этой функции используется отдельный вагон.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870150.jpg)
На этом же пути стоит станок для шлифовки трамвайных колёсных пар, а в правом углу кадра отдельная тележка, которую прицепляют к техническому вагону для шлифовки рельс, она так же чистит желоба.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870266.jpg)
Диспетчерская, тут в реальном времени показываются все параметры работы линии, начиная от местоположения вагонов, напряжения в контактной сети и заканчивая наполненностью отдельных секций вагона пассажирами.
Далее по участку депо находится ремонтный цех и пути для стоянки вагонов.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870601.jpg)
Если нужно провести какой-нибудь сложный ремонт вагона, его поднимают домкратами:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870599.jpg)
Далее выкатывают тележку и краном поднимают на специальную подставку для ремонта. В данном случае тележка запасная, чтоб можно было посмотреть что и как в ней устроено.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870600.jpg)
Рабочее место мастера:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870598.jpg)
А вот так выглядит классический трамвайный звонок:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870602.jpg)
для Бергена почему-то было принципиально чтоб на современный вагон поставили не динамик с записанным звуком звонка, а настоящий.
И в завершение несколько фотографий устройства трамвайных путей.
Бергенский трамвай это самая новая линия ЛРТ в Норвегии, на ней тестируются новые технологические решения для устройства трамвайного пути, поэтому вдоль всей линии пути устроены по-разному.
Трамвайно-пешеходный участок. Рельсы уложены на бетонное основание с резиновыми прокладками, к ним подведены все необходимые коммуникации и сверху всё это заливается бетоном.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937516.jpg)
Обратите внимание на то, что в месте стыка бетона и рельс устроены резиновые прокладки, ничего удивительного, у нас тоже так делают,но между резиной и бетоном есть еще 2-х см. слой уплотнителя. Так же промазаны уплотнителем и бордюрные камни у трамвайного полотна.
На остановке для верхнего слоя покрытия применили материал чем то похожий на тот что у нас кладут на детских площадках:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937512.jpg)
На первых участках трамвайной линии на остановках укладывали бетонные плиты или асфальт, но из за вибраций от торможения вагонов, возникающих в любом случае даже на самой соверешнной трамвайной линии асфальт коробится.
А так выглядят трамвайные пути на перегонах:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937515.jpg)
Обратите внимание на то, что траву посадили ниже уровня рельс. Это экспериментное решение, связанное с тем, что ранее траву сажали в уровень с рельсами и зимой после снегопадов и чистки путей она практически не выживала и её приходилось каждую весну заново сажать.
Автомобильный переезд через пути. В Бергене у трамвая приоритет, светофор ему всегда горит зелёным.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937511.jpg)
Линия в центре города:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937514.jpg)
Это единственное место где трамвай идет по совмещенной с автомобильным движением улице. В результате этого совместного использования рельсы и покрытие улицы изнашивается быстрее. Прошло три года и сейчас этот кусок будут закрывать на две недели на реконструкцию, скорее всего после ремонта улица станет исключительно трамвайной.
Линия Бергенского трамвая (ЛРТ) получила в 2011 году награду как лучшая в мире. http://www.lrtf.org.uk/news/light-rail-news/light-rail-awards-2011.html
В ближайшем будущем планируется открыть новую линию ЛРТ в г. Ставангер. http://www.by-banen.no/getAttachment?ARTICLE_ID=127&ATTACHMENT_ID=409
Оригинал
Находится она в норвежском городе Берген и что самое важное, скептики - это к вам, город находится в очень неблагоприятных климатических условиях!
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869804.jpg)
Система легкорельсового транспорта (ЛРТ) Bybanen работает в Бергене с 22 июня 2010г. Она основана на положительном опыте создания подобных транспортных систем, которые в большом количестве появились в последние десятилетия в городах Европы, Азии, Африки и Северной Америки.
Решение о постройке легкорельсовой транспортной системы было принято в 2000г городским советом г.Берген. Первый этап строительства длинной 9,8 км. с пятнадцатью станциями соединил центр города с южными пригородами и городком Nesttun.
В 2011г. началось строительство второй очереди ЛРТ длинной 3,6 км с пятью станциями от города Nesttun до станции Lagunen, где у существовавшей там крупной торговой зоны, был создан транспортно-пересадочный узел на пригородные линии автобуса.
Вторая очередь ЛРТ была сдана в эксплуатацию 22 июня 2013г.
Начнем с остановок.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869805.jpg)
Станция Byparken, находящаяся в центре Бергена немного отличается от всех остальных остановок на трамвайной линии, её можно разделить на две функциональные зоны: 1. платформа для посадки 2. место для ожидания.
Как я уже сказал, климат в Норвегии достаточно суровый, зимой часто идет снег, а летом дожди и сильный ветер, поэтому зал ожидания совершенно резонно закрыт по периметру остеклением
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869815.jpg)
На остановке есть схема линии, расписание, и автоматы по продаже билетов, ну и разумеется лавочки и урны.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869816.jpg)
Все остальные остановки - однотипные, различаются только длинной.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869818.jpg)
А вот расположение остановок в городском ландшафте гораздо интереснее.
Дело в том, что Берген расположен на скалистом основании и рельеф города очень сложный. При строительстве линии это было безусловно учтено, сооружено несколько тоннелей, а конечная станция Lagunen расположена на эстакаде.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869869.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869868.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869870.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869871.jpg)
Станция Lagunen, как я уже отметил, является частью транспортно-пересадочного узла, спустившись с моста - попадаешь на остановки автобусов, а чуть дальше парковка и крупный торговый центр.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869883.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869886.jpg)
С архитектурной точки зрения комплекс пересадки абсолютно функционален, удобные остановки, лавочки, есть лифт и туалет.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869884.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869885.jpg)
Вся инфраструктура выдержана в корпоративных цветах обслуживающей транспорт компании Skyss
И еще пару слов об благоустройстве, новый отрезок линии, открытый в этом году, в этом плане очень интересный:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869904.jpg)
Большие горшки-клумбы для растений (они пока не выросли), велопарковки, различные поверхности для того чтоб сидеть.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869903.jpg)
количество мест для парковки велосипедов правда не много не соответствует велосипедизации Бергена (пока не соответствует)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869993.jpg)
велосипедный мост через дорогу используется и как пешеходный и для инвалидов. Обратите внимание на то, как сделан правильный пешеходный переход, несмотря на то, что всего одна полоса для движения в каждую сторону - посередине островок безопасности. Основной путь движения выделен хорошим гранитным мощением, вспомогательные пешеходные пространства асфальтом,булыжником и другими материалами мощения.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103869994.jpg)
Дорога. Тут не разгонишься до большой скорости, в Норвегии безопасностью дорожного движения не занимается полиция, а занимаются проектировщики дорог.
На новой линии между остновками Nesttun и Nesttun centrum трамвайная линия проходит через пешеходную зону.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870049.jpg)
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870050.jpg)
Для безопасности вдоль трамвая высажены деревья, установлены лавочки, урны, велопарковки. В данном месте вагон существенно медленнее едет, что тоже связано с мерами безопасности.
На линии Bybanen используются трамваи Variobahn немецкой компании Stadler. Длинна вагонов 32 метра, ширина 2,65м., вместимость вагона - 220 пассажиров, сидячих мест - 84. Трамваи двухсторонние, расчитаны для работы на линиях с тупиковыми конечными. Все секции вагона низкопольные, высота пола над уровнем рельс - 30см.
Трамваи могут развивать скорость до 70км/ч. Однако по условиям безопасности, в Бергене быстрее 50км/ч. они не ездят.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870092.jpg)
Для обслуживания системы ЛРТ используется небольшое депо на остановке Kronstad
Это самое технологически современное и совершенное депо трамвая. Оно расположено на узком участке вдоль железной дороги в небольшом овраге. Несмотря на стесненность участка здесь очень грамотно размещаются места для хранения и обсуживания вагонов.
Единственное что не понравилось - на любом свободном участке территории устроена парковка автомобилей сотрудников.
Трамвай попадает в депо по пандусу, ведущему от основной линии.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870196.jpg)
При въезде расположена мойка и ангар для осмотра вагона.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870149.jpg)
На одном из путей стоит многофункциональный обслуживающий вагон.
У него есть имя - "Спящая красавица". Вагон моет трамвайные пути, зимой чистит снег, производит шлифовку рельс, и проводит измерения контактной сети, напомню что в наших трамвайных депо для каждой этой функции используется отдельный вагон.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870150.jpg)
На этом же пути стоит станок для шлифовки трамвайных колёсных пар, а в правом углу кадра отдельная тележка, которую прицепляют к техническому вагону для шлифовки рельс, она так же чистит желоба.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870266.jpg)
Диспетчерская, тут в реальном времени показываются все параметры работы линии, начиная от местоположения вагонов, напряжения в контактной сети и заканчивая наполненностью отдельных секций вагона пассажирами.
Далее по участку депо находится ремонтный цех и пути для стоянки вагонов.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870601.jpg)
Если нужно провести какой-нибудь сложный ремонт вагона, его поднимают домкратами:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870599.jpg)
Далее выкатывают тележку и краном поднимают на специальную подставку для ремонта. В данном случае тележка запасная, чтоб можно было посмотреть что и как в ней устроено.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870600.jpg)
Рабочее место мастера:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870598.jpg)
А вот так выглядит классический трамвайный звонок:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103870602.jpg)
для Бергена почему-то было принципиально чтоб на современный вагон поставили не динамик с записанным звуком звонка, а настоящий.
И в завершение несколько фотографий устройства трамвайных путей.
Бергенский трамвай это самая новая линия ЛРТ в Норвегии, на ней тестируются новые технологические решения для устройства трамвайного пути, поэтому вдоль всей линии пути устроены по-разному.
Трамвайно-пешеходный участок. Рельсы уложены на бетонное основание с резиновыми прокладками, к ним подведены все необходимые коммуникации и сверху всё это заливается бетоном.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937516.jpg)
Обратите внимание на то, что в месте стыка бетона и рельс устроены резиновые прокладки, ничего удивительного, у нас тоже так делают,но между резиной и бетоном есть еще 2-х см. слой уплотнителя. Так же промазаны уплотнителем и бордюрные камни у трамвайного полотна.
На остановке для верхнего слоя покрытия применили материал чем то похожий на тот что у нас кладут на детских площадках:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937512.jpg)
На первых участках трамвайной линии на остановках укладывали бетонные плиты или асфальт, но из за вибраций от торможения вагонов, возникающих в любом случае даже на самой соверешнной трамвайной линии асфальт коробится.
А так выглядят трамвайные пути на перегонах:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937515.jpg)
Обратите внимание на то, что траву посадили ниже уровня рельс. Это экспериментное решение, связанное с тем, что ранее траву сажали в уровень с рельсами и зимой после снегопадов и чистки путей она практически не выживала и её приходилось каждую весну заново сажать.
Автомобильный переезд через пути. В Бергене у трамвая приоритет, светофор ему всегда горит зелёным.
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937511.jpg)
Линия в центре города:
![](http://tramway.users.photofile.ru/photo/tramway/4220634/103937514.jpg)
Это единственное место где трамвай идет по совмещенной с автомобильным движением улице. В результате этого совместного использования рельсы и покрытие улицы изнашивается быстрее. Прошло три года и сейчас этот кусок будут закрывать на две недели на реконструкцию, скорее всего после ремонта улица станет исключительно трамвайной.
Линия Бергенского трамвая (ЛРТ) получила в 2011 году награду как лучшая в мире. http://www.lrtf.org.uk/news/light-rail-news/light-rail-awards-2011.html
В ближайшем будущем планируется открыть новую линию ЛРТ в г. Ставангер. http://www.by-banen.no/getAttachment?ARTICLE_ID=127&ATTACHMENT_ID=409
Оригинал
Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 246 910 из 1 250 000 рублей