Идём на выборы в Мосгордуму!
Нужны сборщики подписей. Записывайтесь!

Схема метро: решил поучаствовать в конкурсе

18 января 2013 г.




discriminant


Те из вас, кто иногда заглядывает в ru_metro или в Метроблог, возможно, помнят вот этот пост с моим предложением единой схемы для московского метро и пригородных электричек. С тех пор прошло много времени, и тут вдруг Городские проекты договорились с метрополитеном и объявили конкурс на лучшую схему. Говоря коротко, я доработал свою и решил с ней поучаствовать. Что получилось, смотрите — вот целиком, на обзорном масштабе—



вот — покрупнее:

а вот, собственно, векторная pdf-ка.

Почему она именно такая? Попробую рассказать по порядку:


Станции

Когда-то давно, просматривая лебедевскую коллекцию старых схем, я наткнулся вот на такую монструозную конструкцию (если кто не понял, это схема центральной части метро с обозначенными коридорами пересадок и выходами в город):

«Интересно, подумал я, — а нельзя ли то же самое изобразить чуть покомпактнее?» Сперва получилось примерно так:

Квадрат в роли значка станции хорош тем, что это - очевидная метафора станционного зала, с двумя торцами и двумя путевыми стенами. Но всем остальным он плох и непривычен - создаёт кучу неприятных углов на схеме, за которые цепляется глаз, а ещё повёрнутые под разными углами квадраты зрительно воспринимаются как разные символы. Я попробовал объединить плюсы традиционного для станций круга и удобного для пересадок квадрата — получился своего рода «располневший» квадрат. С одной стороны, у него есть четыре очевидных стены, как у станции; с другой стороны, он выглядит мягче, и главное — у него почти постоянная ширина: под каким бы углом он ни был повёрнут, в него с одинаковым успехом можно вписать какой-нибудь символ: значок вокзала, лифта, или номер — раз уж бриф предлагает подумать о нумерации.


Кстати, о лифтах. Полное впечатление, что указанная в брифе фраза «станции, приспособленные для маломобильных граждан, должны быть отмечены соответствующим знаком» подразумевает значок «инвалид на коляске»l, но я сознательно решил обозначить эти станции более нейтральной пиктограммой лифта — пока что в московском метро слишком мало станций, обеспечивающих безбарьерный вход; безбарьерных пересадок, считай, нет вообще, так что о приспособленности отдельных станций для тех, кто вынужден пользоваться коляской, говорить пока как-то кощунственно. А лифты как таковые могут быть полезны не только им, но и многим другим категориям пассажиров.

Стоит отметить, что та же форма «располневшего квадрата« используется в логотипах харьковского и днепропетровского метрополитенов (на фотографии справа — логотип у входа на станцию метро в Харькове) — так что в использовании такой формы есть даже некоторая преемственность, хотя на харьковских схемах станции-то как раз круглые.



Ещё раз о пересадках

Чтобы изображение топологии пересадок было как можно более ненавязчивым, я решил ограничиться одним параметром — информацией о том, в начале, середине или в конце зала находится вход на пересадку. Скажем, из старой схемы пересадок, приведённой выше, видно, что пересадки между Театральной и Площадью Революции в разных направлениях разнесены и идут в обоих случаях из центра зала одной станции в торец другой; но чтобы не загромождать схему, мы соединяем единственным «коридором» центры обеих станций. В конкретном случае с Театральной (в единственном месте) я пошёл ещё дальше в сторону упрощения: если стоять в центре зала лицом к Новокузнецкой, то лестница на Охотный ряд будет слева, а на Площадь Революции слева, а на схеме — наоборот; но стоя в центре зала уже можно легко сориентироваться по указателям, зато при таком расположении станций на схеме аккуратнее группируются подписи.

Я решил не сильно графически отделять пересадочные станции от обычных - кажется, достаточно просто чёрной рамки. Пухлая и отчасти «детская» форма станции, к которой мы пришли выше, диктует и оформление всего узла: станции находят друг на друга и соединяются плавными кривыми переходами. Для кроссплатформенных пересадок выбрано очевидное решение c двухцветными значками: оно, пожалуй, немного громоздко, но, надеюсь, уменьшит число несложившихся встреч «на Китай-Городе оранжевой линии».


Линии

В дизайне схем метро с самых древних времён борются два направления — условно назовём их «топологическое» и «топографическое». Первое из них долгое времядоминировало на московских схемах: все помнят слепленные вплотную станции на радиальных линиях, выходящих из центра строго вверх или вниз. Однако со временем простая топология московского метро уходит в прошлое (вот уже и ТПК на подходе), так что на перспективу можно рассчитывать только на «топографический» вариант — с заметными перегонами и гнутыми линиями на окраинах. Безусловно, нет оснований не сохранить для линий традиционный для всего мира шаг в 45º по углам; линии скруглены, чтобы глаз не цеплялся за углы. Радиус скругления в разных местах различен; если его зафиксировать, то для того, чтобы, скажем, подвести Калужско-Рижскую линию к обеим кроссплатформенным пересадкам, придётся сделать слишком много изгибов и потерять цельную картину центра как нескольких пересадочных узлов, соединённых линиями: пропадёт «треугольник» между Лубянкой, Тургеневской и Китай-Городом.

Я поставил перед собой задачу минимизировать число заметных глазу изгибов линий в центральной части схемы, в частности, Сокольническая и Замоскворецкая линия намеренно выпрямлены, чтобы разгрузить центр от лишних смен направления взгляда. По возможности, за пределами центра повороты линий географически обусловлены — например, мимо кривого Серпуховского радиуса можно мысленно (а на будущей интермодальной схеме — и не мысленно) провести строго вертикальное Варшавское шоссе, а Горьковский радиус на Соколе изгибается вслед за Ленинградкой.




Подписи

С выбором шрифта я долго не мучался: свободный PT Sans и создавался в том числе как шрифт для навигации в общественном транспорте, и уже активно применяется — им, например, теперь набраны правила в троллейбусах. Раньше я был уверен, что заглавные буквы на схемах и указателях — один из элементов помощи иностранцам (на путевых стенах-то всегда заглавные, и чтобы сверить название, не нужно знать соответствующие строчные), но раз в брифе этого не было, зато было требование транслитерации, то, конечно, набираем со строчными. Транслитерация у меня серенькая и незаметная — по опыту ориентирования в метрополитенах Европы знаю, что обычно глазами все равно ищешь станцию по местоположению, а название нужной станции все равно не запомнишь, если оно ничего не значит на твоём языке. Курсив в Европе (например, в Германии) общепринят для переводов в навигации на транспорте.

Отдельно расскажу об алгоритме транслитерации, здесь у меня есть несколько предложений. В первую очередь, посмотрев это видео, я понял, что даже человек, который очень хорошо читает русский транслит, не угадает правильное ударение знáчит, нáдо емý помóчь. Дальше — буква ё. В листочке «как к нам проехать», который иностранец держит в руках, может быть написано как Molodyozhnaya, так и Molodezhnaya — и «не тот» вариант можно и не признать. Поэтому я предлагаю и в латинских текстах оставить букву «ё», чтобы показать: «Внимание! Здесь что-то не то! У вас в листочке на месте этой буквы может быть что угодно». Ещё я предлагаю не мешать иностранцам узнавать знакомые корни, если это не усложняет написане; поэтому у меня Telecentr, Alexandrovsky Sad и Ploschad' Revolutsii вместо Teletsentr, Aleksandrovsky Sad и Ploshchad' Ryevolyutsii, но просто Shosse Entuziastov, а не Chausée Enthusiastov. И, наконец, «ВДНХ» и «Улица 1905 года» пишутся по возможности так, как звучат в вагонах.


Река

С рекой примерно всё понятно - для гармоничности её тоже пришлось привести к шагу в 45º. Цель изображения реки — удобство мысленного наложения схемы метро на карту города (в отличие от многих, я с этим тезисом согласен, мне действительно удобнее), поэтому я решил также изобразить Химкинское водохранилище и Нагатинскую пойму как важные ориентиры «с карты». В качестве бонуса для особо глазастых и дополнительнго ориентира, отдельно отмечены метромосты.


Электрички

Основной, большой схемой, которая будет висеть на станциях, станет интермодальная, на которой будет отмечен весь скоростной транспорт, а схема метро в вагонах станет этаким «извлечением» из неё. Соответственно, преемственность обозначений между ними должна сохраняться. Остановки электрички в рамках тенденции к сближению с метро я решил обозначить такими же распухшими квадратиками, как и станции метро, только в уменьшенном размере. Для платформ на окраинах даже удалось соблюсти правило «в каком конце зала выход к поездам, там и нарисована платформа» (однако, с Комсомольской этот фокус просто так не проходит).

Пригородным направлениям я попытался присвоить цвета на основании того, как раскрашены станционные постройки на соответсвующих участках, однако их цветовая гамма отличается сине-зелёным однообразием и, возможно, потребует доработки. Кроме цветов, я предлагаю присвоить направлениям буквенные обозначения, но это дело будущего. Предложение может быть примерно таким:

K

Киевское

L

Ленинградское

M

Ярославское (в Мытищи)

N

Нижегородское

O

Окружное

P

Павелецкое

Q

Курское + Рижское

R

Рязанское

S

Савёловское + Смоленское



В брифе указан список остановочных пунктов, имеющих пересадку на метро. Среди них есть как почти настоящие пересадки — с кассами в переходе, с фразой «выход в город к пригородным поездам» на указателе — так и такие, где нужно пройти пару кварталов (5 минут, конечно, но это если знать, куда идти без указателей). Я решил отметить вторые интуитивно понятным значком — пунктирной линией, соединяющей выход метро и станцию железной дороги.


Строящиеся станции

По-хорошему, я против изображения строящихся линий на схеме, однако в нынешней ситуации они действительно строятся и действительно вероятно, что они будут введены в срок, поэтому их можно и оставить. Главное — чётко отделить строящееся от работающего. На это работает частый пунктир, пустой контур станции, и — самое заметное отличие от привычных знаков — я не обозначаю строящиеся пересадки как пересадки, а просто накладываю станции друг на друга. Также, из соображений заботы о пассажирах, я дописываю к каждому участку предполагаемый год открытия, а названия строящихся станций пишу очень светлым шрифтом.

Про эту схему, надеюсь, всё объяснил; жду вопросов и замечаний в комментариях. Когда дошлифую интермодальную, выложу и её.

Всех призываю внимательно следить за конкурсом схем (о нём пишет mymaster), а когда финалисты будут объявлены — беспристрастно посмотреть на них и проголосовать за лучшего. Тогда в Москве наконец появится схема метро, удобная для людей :).

[Оригинал в блоге автора]


Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить