Идём на выборы в Мосгордуму!
Нужны сборщики подписей. Записывайтесь!

Вукан Вучик о пропускной способности метро

9 февраля 2013 г.


Макс: Другой вопрос, который задают многие москвичи: сейчас наше метро очень сильно перегружено. У нас есть линия, на которой в начале дня... Это очень большая линия, c конечной станцией «Выхино». И там огромное количество людей хочет воспользоваться метро. Не все могут попасть в поезд, люди ждут, толкаются. А на других станциях этой линии никто не может войти в вагон, потому что вагон полон. Разумеется, так происходит в час пик. И когда вы говорите о переключении людей с частных автомобилей на метро, все отвечают, что у нас уже нет места в метро. Мы не можем пересадить людей на метро, потому что оно уже перегружено. Это не совсем так, только некоторые линии такие, но все же. Какие есть способы, если это вообще возможно, увеличить пропускную способность метро в Москве? Или как-то еще решить эту проблему.
Вучик: Есть несколько моментов... Москву я должен изучить чуть поподробнее — линии и прочее. Но, в московском метро на большинстве линий по 7 вагонов. Этого недостаточно для такого большого города.
Макс: Но станции...
Вучик: Совершенно верно, станции недоработаны. Если вы строите новые линии, лучше начать работать с 10 вагонами.
Макс: Да, но вы знаете, нет планов строить новые линии, только удлинять существующие.
Вучик: Совсем никаких новых линий?
Макс: Только одна, часть нового большого кольца, что-то в этом роде.
Вучик: Ну они же строят довольно много?
Макс: Они строят, но в основном это продолжение существующих линий, которые уже не достают до новых районов.
Вучик: Это приведет к еще большим перегрузкам в центре, и еще меньше людей сможет сесть в поезд, потому что там не будет места.
Макс: Была одна очень загруженная линия 6 лет назад. Но затем достроили другую линию в соседний район, откуда раньше до метро добирались на автобусах. И теперь часть людей использует эту линию вместо... Т.е. была одна линия, и люди раньше добились к ней на автобусах. А теперь, когда другая линия дотянулась до этого район, никто не использует автобусы, а метро менее загружено. Но новых линий не строят.
Вучик: Если у вас перегруженная система транспорта, вы должны строить больше линий. В противном случае, вы заплатите в 5 раз больше, чтобы перевести людей на автобусах и машинах. И вы уничтожите еще часть города. Если у вас не хватает пропускной способности метро, то вам нужно больше метро. Все довольно просто.
Еще вы можете попробовать что-то вроде ступенчатых часов работы. Часто бывает, что загрузка достигает пика в определенные часы, но но особенно загружены отрезки в 15 минут. Поэтому, в течение следующего часа вы можете это компенсировать.
Макс: Сейчас основные проблемы возникают примерно с 8 до 9 утра и с 6 до 7 вечера.
Вучик: Да но у вас примерно такая штука(рисует график с пиками)... Если посчитать по часам, сколько пассажиров в час. Вот сколько (показывает пиковый интегральный срез). Здесь у вас будет намного больше. Если вы обеспечите такую пропускную способность то у вас будет перегрузка в течение полного часа (показывает точку чуть ниже пика). А если обеспечить такую пропускную способность, у вас вам будет хватать места кроме, к примеру, отрезка в 15 минут Теперь вы берете и говорите, например, что некоторые офисы должны начинать работу в 8:45, а другие в 8:30 и т.д. Тогда вы избавитесь и от этого небольшого пика (скругляет пик на графике). Потому то если здесь мы превышаем пропускную способность всего лишь на 15 минут. У вас жуткая загруженность, но затем, после 15 минут, места будет достаточно.
Макс: Да, система превосходно работает — после 10 часов утра. После 10 утра поезда пустые, вы почти всегда можете сесть, и поезда идут каждые 2 минуты, превосходная система. Но в час пик и в эти 15 минут...
Вучик: Вы можете проводить кампании «ступенчатых» рабочих часов для различных фирм. С другой стороны, иногда, в некоторых городах, есть высокая цена в час пик и цена пониже, в остальное время.
Макс: В Москве, довольно много, около 20%-30%, пассажиров ездит бесплатно — это пенсионеры, студенты...
Вучик: Они могут ездить в любое время?
Макс: Да.
Вучик: Во многих городах пенсионеры не обладают скидкой в часы пик. Вы таким образом подталкиваете их ездить в другие часы. И, обычно, это нормально, потому что пенсионеры могут поехать на 30-60 минут позже.
Макс: В Москве многие из них на самом деле работают и едут на работу с этими льготными билетами. А еще, студенты создают большую проблему. Возможно, это получится решить, если им скажут: вас не будет скидки в эти часы. Университеты будут начинать часом позже, и всё.
Вучик: Решение — в управлении людьми. В Вашингтоне, кстати, есть цены в час пик и цены вне часа пик. Потом, вы можете... Вы должны строить линии с большим количеством вагонов. Вам придется строить новые линии. Иногда даже возможно задействовать поезда большей длинны, чем станция. И объявлять, что в двух последних вагонах, двери не будут открывать на определенных станциях. У нас здесь есть такие поезда, прибывающие из Нью-Йорка, пригородные поезда. На некоторых станциях объявляют: «Пассажиры из двух последних вагонов, переходите в головные вагоны».
Макс: Хорошо, а, например, можно ли добавить два дополнительных вагонах где двери вообще не открываются? Просто добавить два дополнительных вагона.
Вучик: Нет, не везде...
Макс: Сейчас на большинстве линий все платформы одинаковые.
Вучик: Одинаковые? И в терминалах тоже?
Макс: Что вы имеете ввиду?
Вучик: Конечные станции.
Макс: Конечные такие же, да
Вучик: Еще есть режим пропуска остановок. Т.е, у вас много станций. Вы отмечаете каждую станцию: либо как тип A, либо как B, либо как AB и т.д. Поезда, которые останавливается на станциях A, пропускают B. Они останавливаются на А, на АВ, пропускают В. И они едут быстрее, потому что экономят время на остановках. К некоторым вещам придется привыкнуть. Например, если вы едете от станции A до станции B, то вам придется выйти на станции AB и подождать следующий поезд, который будет относиться к типу B. Но это можно реализовать, так работают многие линии в Чикаго Они сейчас сдались, и я не совсем с ними согласен... У нас есть одна такая линия здесь, в Филадельфии. И вы знаете, поезд едет намного быстрее и более привлекателен для пассажиров. Люди любят, когда поезд меньше останавливаются.
Таким образом, пропуск остановок — одна из возможностей. Вам не понадобятся более длинные платформы, увеличивается средняя скорость, и вам не нужны дополнительные пути, достаточно существующих. Вам всего лишь нужно поместить маркировку. Эта станция типа A, а эта станция типа B, и т.п. Это не очень широко используется.
Макс: Вернемся к идее добавления двух вагонов к хвосту поезда, куда люди могут переходить из других вагонов, т.е. перемещаясь внутри поезда, но не могут зайти сразу. Эта идея не работает? Или это можно сделать?
Вучик: Это не очень распространено, только на некоторых пригородных поездах. Я не знаю ни одно метро которое использовало бы эту систему. Это может быть несколько рискованно, если вам придется эвакуировать, то... выход есть в эту сторону, в другую, хотя особой разницы нет. Но это слегка запутано. Я бы не стал использовать пока не увидел бы, что действительно не хватает пропускной способности. Когда я изучал и готовил отчет в Пекине об их линиях, я сказал: «Вы построили первую линию метро в 1962 или около того. В те годы в Пекине было около 3 миллионов. Сейчас в Пекине 16 миллионов. И они все еще строят 6-вагонные платформы Если вы открываете новую линию, она моментально заполняется. Если у вас есть система, которой уже при открытии не хватает пропускной способности, значит вы не справились с планированием. Так не должно случаться! Вы строите этот огромный туннель, но вас ограничивает недостаточная длинна станций. Вы вложили сотни миллионов, и вам следовало вложить еще 20% в улучшение станций. И так увеличить пропускную способность на 30%».
В Вашингтоне был такой случай... Говорили: «Нет пропускной способности, не хватает пропускной способности». А я спросил их:
— У вас платформы длиной в 8 вагонов?
— Да.
— А вы используете поезда с 8 вагонами?
— Нет...
— Вот же решение. Заплатите мне за экспертизу на два года вперед.
У них заняло достаточно долгое время. Потому что нужно настроить светофоры и т.д. Но я спросил:
— Почему вы не используете поезда с 8 вагонами?
— Мы боимся, что если тормоза подведут, поезд проедет дальше, и двери могут оказаться не у платформы.
— Посмотрите на Сан-Франциско, такая проблема была у них в 1972, когда они открывали первую линию. Но сейчас поезда останавливаются с большой точностью, вот уже 30 лет. Езжайте и спросите их. Вы можете это сделать!
В конце концов, у них это заняло
2-3 года. Сейчас они используют 8-ми вагонные поезда. Тридцать процентов роста пропускной способности! Без какой либо реконструкции, строительства, ломания стен. Так что в некоторых случаях есть возможности.
Если я поеду в Москву и спрошу о чем-нибудь или предложу систему пропуска остановок, уверен, многие будут доказывать, почему это невозможно. Это в человеческой природе. Но есть несколько вещей, которые можно сделать. Вам только нужно обратиться к планированию. Я бы точно не стал строить миллион парковочных мест, а вместо этого построил вдвое больше линий метро. Но мы еще не обсуждали, какой тип города вы хотите получить
Макс: Еще нет, но обсудим. Мы уже обсудили многое.


Большое спасибо за перевод Илье Харламову


Подписка на блоги Городских Проектов

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить