Улицы смешанного использования: за и против

19 ноября 2015 г.
В мире набирают популярность улицы смешанного использования. Их сторонники считают, что отсутствие формальных правил делает движение безопасней, а городскую среду — привлекательней.

Не исключено, что будущее принадлежит так называемым улицам смешанного использования, где нет светофоров и дорожных знаков, а движение людей и транспорта подчиняется неформальным правилам. «Общие улицы нарушают принцип транспортной сегрегации», — говорит дизайнер Бен Хамильтон-Бэйли, стараниями которого Англия стала страной, где таких улиц больше, чем в любой другой стране мире.



Первым эту идею предложил голландец Ханс Мондерамн — он решил, что если отменить формальные правила, люди станут вести себя более аккуратно. На улицах убирают дорожные знаки, снимают светофоры, убирают бордюры и прочее, и остается гладкая поверхность без каких-либо признаков навигации. Это может вызывать недоумение — но в этом-то и весь секрет! «Если люди не чувствуют себя в полной безопасности, это не так уж и плохо, — говорит Хамильтон-Бэйли. — Они начинают вести себя аккуратней». Дизайнер так же считает, что на улице без знаков водители становятся более внимательными к тому, что происходит вокруг.

Лучшим примером его слов служит Эксибишн Роуд в Лондоне. Улица, на которой расположены три крупнейших музея, привлекает 11 млн. человек ежегодно, включая школьные экскурсии, студентов и туристов, которые раньше толпились в очередях на вход, едва помещаясь на узеньком тротуаре. В декабре 2011 года Эксибишн Роуд стала улицей смешанного использования, где прямо по центру бывшей проезжей части располагаются скамейки и автобусные остановки.



Впрочем Эксибишн Роуд — место в принципе специфическое. В отличие от нее, другие городские улицы не собирают миллионы людей — однако концепция улиц смешанного использования отлично подходит и для менее примечательных мест. Таких, например, как голландский город Драхтен с населением менее 50 тысяч человек. В 2002 году здесь решили снизить число дорожных аварий и с этой целью сняли практически все светофоры. Как ни странно, это сработало: между 1994 м 2002 годом здесь происходило с среднем 8.3 ДТП в год, а в 2005 — всего одно. И это при том, что машин в городе стало только больше.



Вскоре после Драхтена от светофоров и дорожных знаков отказались голландский город Маккинга и немецкий Бомте, а в 2011 году общий режим смешанного использования ввели на шести улицах ново-зеландского Окленда. В частности, на Форт-стрит — 80% людей, которые там бывают, сказали, что улица стала безопасней, а 72% водителей заявили, что их время в пути не изменилось или даже сократилось.

«Улицы смешанного пользования хороши для экономики», — утверждает Хамильтон-Бэйли. В подтверждание его слова можно привести пример городка Пойнтон в северной части Англии. Увеличение числа машин и бесконечные пробки привели к тому, что торговый центр города практически вымер. Но когда здесь заработала концепция улиц смешанного использования, поток пешеходов вырос на 80% и торговля вернулась. При этом скорость машин снизилась до 25-30 км/ч, количество ДТП сократилось, а число аварий с летальным исходом снизилось с 1,1 в год до 0.



Хамильтон-Бэйли утверждает, что ничего принципиально нового не изобрел, а смешанные улицы — хорошо забытое старое. Хотя, не везде забытое: «Если вы посмотрите на Дели или Дакар, то там достаточно пространств, где нет формального регулирования», — говорит дизайнер.

Вопрос только в том, насколько универсальна эта концепция. «Я считаю, что это неверный подход, — говорит профессор Роб Имри из Голдсмитс Колледжа. — Нельзя смешивать машины и людей, я не хочу ходить по улицам, где в паре метров от меня едет автомобиль». Имри настаивает, что создать привлекательный городской ландшафт можно, не отказываясь от деления на проезжую часть и тротуары, а смешанные улицы хороши лишь там, где машин изначально немного. К тому же они могут стать проблемой для людей с нарушением зрения. «У них просто не остается никаких ориентиров для навигации», — говорит Имри. Одним из вариантов решения этой проблемы могли бы стать невысокие бордюры и тактильные поверхности. К примеру в начале Эксибишн роуд имеются тактильные карты, позволяющие незрячим сориентироваться на улице.



Хамильтон-Бэйли считает, что незрячие люди могут чувствовать себя на улицах смешанного пользования так же комфортно, как и в любом другом месте. «Такие улицы позволяют нам вести себя естественно. Людей, которые плохо видят или, например, детей сложно загнать в рамки искусственно созданных правил, — говорит он. — Социальные механизма гораздо сильней и люди легко принимают их».

Так или иначе, а концепция получает все больше сторонников, так что, скорее всего, нам стоит ждать появления новых улиц смешанного пользования. Любая новация входит в жизнь постепенно, и эта — не исключение. Как говорит Хамильтон-Бэйли, «улицы смешанного пользования возможный в любой городской среде, главное — опыт и уверенность в том, что мы на правильном пути».

Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить