Как работает налог на пробки

20 января 2016 г.

Как победить пробки? Пример Стокгольма показывает, что цена вопроса — всего 2 евро.

Йонас Элиасон, один из тех людей, кто занимался внедрением «налога на пробки» в Стокгольме. В сентябре 2012 года он выступил на конференции TED с рассказом на тему «Как победить пробки».

Его рассказ — отличное подтверждение того, что взимая даже небольшую плату за въезд в самые загруженные части города, можно кардинально изменить ситуацию на дорогах. Вот выжимка из его выступления.

Пробки — болезнь, которая поражает города вне зависимости от их размеров, возраста и планировки. Очень часто люди, занятые борьбой с пробками, тратят массу усилий, чтобы предложить горожанам альтернативу личному автомобилю в часы пик. Они развивают общественный транспорт, строят велодорожки и расширяют пешеходные зоны, но, несмотря на призывы пересесть с машины на какой-нибудь другой транспорт, почему-то пробки никуда не деваются. Элиассон считает, что нужно никого ни в чем убеждать — горожане сами разберутся, как им лучше ездить. Надо лишь их к этому подтолкнуть. «Не нужно расписывать все в деталях, — говорит он. — Люди сами адаптируются к новым условиям».

Что заставит людей оставить машину дома? Опыт Стокгольма показывает, что решением этой проблемы может быть плата в размере двух евро, налог на пробки, который власти стали взимать за проезд через «бутылочные горлышки» стокгольмских мостов.

Как только в городе ввели эту плату (очень небольшую, учитывая общий уровень цен в городе и, например, плату за парковку), количество машин на дорогах сразу сократилось на 20%.

Казалось бы, что такое 20%? Но, как объясняет Элиассон, образование пробок — не линейный процесс. После того как количество машин на дорогах превышает определенное число, заторы увеличиваются с катастрофической скоростью. Но верное и обратное: стоит убрать с улиц даже незначительное число машин, и пробки начинают рассасываться.

Скорость адаптации людей тоже имеет обратную силу. Стокгольм нам дает уникальный пример города, где налог на пробки вводили дважды: сперва в экспериментальном режиме, а уже потом на постоянной основе. Интервал между этими двумя фазами составил почти год, когда ситуация на дорогах вернулась в исходную точку.

«Водители машин — удивительные люди, — говорит Элиассон. — Они мгновенно адаптируются к ситуации». Больше того, в новых условиях они способны полностью изменить свое мнение на проблему. Как рассказывает Элиассон, перед внедрением налога на пробки, 70% стокгольмцев были против этой меры. Но время шло, и в 2011 году опросы показали, что теперь все наоборот: 70% — за.

Возник резонный вопрос: что же заставило людей изменить свое мнение? Социологи попытались это выяснить, но им это плохо удалось — половина нынешних сторонников утверждают, что они поддерживали налог на пробки с самого начала. Не исключено, что противники просто испарились. А если говорить серьезно, то дело в том, что новая привычка укоренилась в людях настолько глубоко, что они успели забыть, что когда-то готовы были против нее протестовать.

«Для разрешения серьезной социальной проблем может потребоваться всего лишь легкий толчок, — говорит Элиассон. — Не нужно говорить людям, что им надо делать. Просто подтолкните их в правильном направлении».

Оригинал

Перевела с английского Анастасия Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить