breathe.moscow: как работает карта мониторинга воздуха, которую запустили муниципальные депутаты

2 июня 2020 г.

В предыдущем посте мы рассказывали, как депутат из Академического района Василий Хорошилов запустил проект по мониторингу воздуха breathe.moscow. Теперь расскажем поподробнее, как это работает.

Зачем вообще мерять воздух в Москве

В последнее время то тут, то там мы все чаще слышим слова москвичей о том, что в районах сложно дышать, там работают тяжелые производства, мусоросжигательные заводы и незаконные свалки. Городские власти и их подрядные организации используют для обслуживания устаревшую коммунальную технику. Транспортная политика города во многом не отвечает современным экологическим требованиям мегаполиса, не развивается трамвайная сеть, уничтожаются троллейбусы и заменяются в лучшем случае дорогими и малоэффективными электробусами с дизельной печкой, а в худшем и вообще дизельными автобусами с не самым высоким экологическим классов выбросов, Евро 5. Немалое влияние на состояние воздуха оказывают и сами горожане, решая во что бы то ни стало пользоваться в городе личными автомобилями, которые в пробках выбрасывают в воздух максимальное количество загрязнителей. В то же время под окнами домов продолжается активное строительство развязок и хорд, надземных и подземных пешеходных переходов, которые зачастую настолько портят пешую доступность города, что горожане оказываются просто вынуждены пересаживаться на авто.


В Москве за контроль ситуации отвечает учреждение «Мосэкомониторинг» — впрочем, полного доверия к официальной интерактивной карте нет. Метрики настроены так, чтобы наилучшим образом отражать результат. Например, данные представлены в долях от максимальной разовой предельно допустимой концентрации (ПДК), хотя если сравнивать со среднесуточным, то качество будет хуже. К тому же, система мониторинга уже успела дискредитировать себя неработающим полгода сайтом, внезапными отключениями станций «по техническим причинам» и недостаточной реакцией на ситуации, когда в городе было совсем нечем дышать.

Чтобы понять, стоит ли проветривать квартиру через открытое окно или поскорее уехать из города, казалось бы, можно посмотреть на сайт с официальными данными. https://mosecom.mos.ru/ Но если разобраться в деталях, то оказывается, что официальных измерительных станций не так много и обстановка в конкретном районе может сильно отличаться от «средней по больнице». В общем в такой обстановке независимая сеть мониторинга воздуха нужна как воздух :)


Откуда берутся станции и что они меряют

Участвовать в мониторинге воздуха может любой неравнодушный горожанин, установив у себя дома станцию. Станция — это небольшой корпус с датчиками и Wi-Fi-контроллером. Основной датчик станции измеряет концентрацию мелкодисперсных частиц pm2,5 и pm10, датчик измерения температуры, влажности и атмосферного давления превращают прибор еще и в полноценную погодную станцию. Себестоимость устройства — чуть больше 2000 рублей. Сделать его можно самостоятельно, заказав комплектующие, например, на Ali Express. Но намного увлекательнее и полезнее собрать вместе на семинаре, заодно послушать о проекте, последних научных открытиях и успехах сообщников в разных городах и районах.


Такие воркшопы уже проводились в разных районах Москвы и городах России, для активных жителей, для детей и для социально ответственных бизнесов. Кажется, что воркшоп по сборке такой карманной станции мог бы стать даже отличным уроком труда в школе. Проект не остановился на время карантина, в мае ребята провели несколько вебинаров по сборке станций.


У breathe.moscow есть телеграм-канал со всеми обновлениями. Кстати, за то время, пока мы сидим дома, воздух очистился от выхлопных газов, но природных пожары, бушевавшие с конца марта в разных регионах России, компенсировали этот успех.

Бывают и любопытные результаты измерений. Например, тут видно, как влияют на воздух новогодние фейерверки, а здесь — как необычайно очищается Москва после сильно ветра и влияют ли пожары на показатели качества воздуха.

Как работает сообщество

Перед тем, как начать проект в Москве, команда независимых активистов организовала сообщество, которое стало изучать проблему загрязнения воздуха, в результате чего было принято решение использовать наработки международного сообщества sensor.community — карту загрязнения воздуха тонкодиперсной пылью.

Силами московской команды международный проект удалось воссоединить с челябинским филиалом, теперь для более чем 12 тысяч участников по всему миру стала доступна ещё одна карта отображения данных, разработанная челябинскими активистами на основе карты Яндекса (aircms.online). Данные на карте sensor.community понятно и дружелюбно визуализированы: каждая область, где установлены станции — маленькая бирюзовая сота (с каждым месяцем их все больше).



Это еще не все направления breathe.moscow. Сейчас Вася сотрудничает с активистами, занимающимися похожими инициативами в других российских городах — Челябинске и Нижнем Новгороде, а с лекциями и мастер-классами по сборке станций ребята побывали во Владимире и Санкт-Петербурге. Ребята стали настоящими звездами. Теперь их зовут выступить на митапах про гражданские технологии и конференции про городские данные. Проект стал важным источником о состоянии воздуха, на который ссылаются в публикациях СМИ. Развитие этой темы стало большим вкладом в экодвижение в России.

За все время существования этой классной инициативы, на нее откликнулись все заинтересованные — жители, другие депутаты и активисты из разных городов и даже из соседний стран. Кроме одного: департамента природопользования Москвы, который и должен контролировать загрязнение воздуха. Так ли заинтересован департамент в получении качественных данных и верификации своей оценки? Однако говорят, что специалисты этого ведомства внимательно читают чат сообщества.

При этом breathe.moscow отметили на самом главном урбан-событии Москвы. В 2019 году проект стал номинантом премии MUF Community Awards, которая ежегодно отмечает городские сообщества, независимые инициативы и стартапы, «внесшие значительный вклад в развитие Москвы».

Чтобы запустить независимый мониторинг, потребовалось около 30 тысяч рублей. Они ушли на сайт и первые пробные станции. Сейчас проект почти не требует финансирования, станции обслуживают сами пользователи, на сайт команда скидывается, а семинары проводит бесплатно, запчасти для новых станций новые участники оплачивают сами.

Среди других направлений работы депутата Хорошилова — проектирование муниципальных дворов и выпуск собственной газеты. Про это мы тоже обязательно расскажем.

Штаб поддержки муниципальных депутатов
Текущий проект

В Москве и Санкт-Петербурге 350 активных депутатов, которые хотят улучшать свои города. Мы помогли им избраться. Для них мы проводим лекции, отвечаем на юридические и специализированные вопросы, делаем инструкции и методички, разрабатываем и освещаем проекты преобразований районов.

Для усиления и систематизации этой работы мы открываем штаб поддержки, который будет помогать депутатам с продвижением полезных инициатив и рассказывать о работе депутатов. Помимо разработки и продвижения проектов для отдельных районов, мы будем освещать их работы — поверьте, там есть что рассказать.

Еще статьи на эту тему