Пандемия коронавируса повлияла на то, как люди перемещаются по городу. В 2020-м количество поездок значительно снизилось, много где вводили ограничения на передвижение в попытке сдержать пандемию. Периоды таких ограничений дали редкую возможность увидеть, как выглядит мир, где автомобилями пользуются гораздо реже. Можно было ожидать, что снижение спроса на поездки на автомобили снизит и уровень смертности на дорогах: меньше машин — меньше вероятность попасть в аварию. Однако это далеко не везде оказалось так. Предварительные данные со всего мира показывают, что везде получилось по-разному.
Снижение количества машин на улицах города спасло жизни. Но не везде
С началом пандемии и введением ограничительных мер количество машин на улицах городов по всему миру значительно снизилось (сейчас много где допандемийный уровень или вернулся, или возвращается). Во многих крупных европейских городах снижение уровня достигало 85%, а в США в 2020 году количество поездок на одно домовладение снизилось на 35%.
Данные из Германии за прошлый год показали снижение количества как аварий, так и смертей в них, причём чем сильнее были ограничения, тем реже люди погибали в авариях. В первый месяц ограничений в Испании уровень трафика снизился на 78%, а количество аварий — на 67%. В Греции в марте-апреле 2020-го аварий стало меньше на 62%, и даже в автомобилезависимом Катаре статистика не подвела: в прошлом марте было на 30% меньше машин и на 37% — аварий.
Однако были страны, где количество смертей в авариях выросло — например, в США и Австралии. С января по сентябрь 2020-го уровень смертности в авариях в США вырос на 4,6% — и это несмотря на то, что люди стали ездить на 14,5% реже. Очевидно, свою роль сыграли другие факторы, и на дорожную безопасность влияет не только количество автомобилей на улицах.
Роль скорости
Специалисты сходятся во мнении, что скорость — один из главных факторов при авариях: она влияет как на вероятность столкновения, так и на последствия. Пандемийные ограничения привели к росту средней скорости движения, даже там, где смертность снизилась. Данные из Греции и Саудовской Аравии показывают, что скорость автомобилей повысилась на 6–11%, а количество резких разгонов и торможений — на 12%.
В колумбийском городе Кали в 2020-м стали чаще превышать ограничение скорости в 50 км/ч. Самый значительный рост — в часы пик
В некоторых городах США, печально известных своими пробками, при снижении количества машин скорость выросла в 3,5 раза — а средняя скорость иногда стала превышать установленное ограничение. Вероятно, опустевшие улицы и отсутствие пробок повлияли на более рисковое вождение со стороны водителей. Кроме этого, стресс, связанный с пандемией или ограничениями, также может быть причиной более опасного вождения. В итоге в США широкие дороги, высокие ограничения скорости и крупные автомобили привели к значительному росту числа смертельных аварий с одним участником движения.
В какой мере именно скорость повлияла на рост смертности в авариях ещё предстоит уточнить, однако сам тренд роста скоростей, безусловно, угрожает всем участникам дорожного движения — особенно там, где инфраструктура спроектирована так, что можно разогнаться до небезопасных скоростей. Введение мер по ограничению скорости могло снизить эти риски во время пандемии. Например, в столице Колумбии Боготе снизили ограничение скорости по всему городу и установили камеры на крупных улицах. Это помогло снизить количество превышающих скорость в 50 км/ч водителей (особенно там, где установили камеры). Предварительный анализ Института мировых ресурсов показал, что на улицах, где снизили скорость, смертность снизилась в 2 раза сильнее, чем на других улицах.
Жёлтым показано снижение количества аварий на улицах Боготы, где не изменилось ограничение скорости в 60 км/ч, голубым — где скорость ограничили до 50 км/ч, зелёным — где помимо ограничения в 50 км/ч поставили камеры. Слева — аварии с жертвами, справа — с получившими травмы
Во многих городах значительно изменились доли разных видов транспорта в общем числе поездок — например, люди стали чаще ездить на велосипедах. Это тоже могло повлиять на дорожную безопасность. Всё в той же Боготе доля велосипедистов выросла с 10 до 13%: в городе сделали много новых велодорожек — как и во многих других городах по всему миру. На тех улицах, где их сделали, снизилась скорость автомобилей и смертность в авариях.
Дорожная безопасность после пандемии
Конечно, нужны и дальнейшие исследования того, как реакция на пандемию повлияла на безопасность на дорогах. Однако уже ясно, что ограничения повлияли на городскую мобильность. Мы смогли увидеть: снижение автомобилепользования положительно влияет на безопасность, и критически важно обеспечивать безопасную скорость автомобилей.
Также ясно и то, что поодиночке принимаемые меры — и развитие средств индивидуальной мобильности, и снижение автомобилизации, и развитие велоинфраструктуры — могут и не сделать улицы безопаснее. Нужен системный подход — и ограничение скорости, и контроль за соблюдением, и работа с инфраструктурой. А учитывая рост числа пользователей двухколёсного транспорта, важно и пересмотреть то, как используется городское пространство.