2019 — год Санкт-Петербурга
Выдвигайтесь в депутаты, чтобы преображать город с нами

Как пешеходные пространства помогают бороться с демографическим кризисом

28 декабря 2018 г.

Не так давно узкие улицы Понтеведра были забиты машинами, а городские площади больше походили на парковки.

Сегодня на улицах города постоянно встречаются детские коляски или ребята постарше. Они несут свои игрушки в маленьких рюкзачках, а затем вываливают на тротуар, чтобы поделиться с друзьями. Одна из особенностей местных детских площадок – они не обнесены заборами. «Мы хотим, чтобы сам город стал полноценной площадкой, где дети смогут играть во что захотят», — говорит советник Понтеведры по урбанистическим вопросам Сезар Москера.

Чиновники Понтеведры решили посмотреть на город глазами ребенка, после чего ограничили автомобильный трафик. Москера верит, что это делает город удобным для всех, в том числе, и людей с ограниченными возможностями. «Там, где есть дети, будут и здоровые взрослые», — говорит он. Изменения, которые длятся уже два десятилетия, оказали влияние на все общество. Некогда безжизненный исторический центр города стал приятным местом для детей и их родителей.

Все это отразилось и на демографических показателях города. Понтеведра привлекает множество молодых семей с северо-запада Испании, которые остаются здесь жить. Хотя в целом по стране большие проблемы с рождаемостью, Понтеведра в этом десятилетии стал самым «бэби-бумным» городом региона Галисия. Если в 1998 году в городе проживало 73 871 человек, то в 2017 году число жителей выросло до 82 671.

С 2000 года, когда началось преобразование города, количество детей в возрасте от 0 до 14 лет здесь выросло на 8 процентов. Для сравнения: столице Галисии Сантьяго-де-Компостела детей стало больше на 3,2, а в Виго, экономическом центре региона, лишь на 2,4 процента.

«Здесь вам не нужно постоянно держать своего ребенка за руку. В других городах такое возможно лишь в торговых центрах», — говорит Вилли Гарсиа, отец трехлетнего Мауро, стоя на пешеходной площади «Детский фонтан», через которую некогда проезжало 25 000 машин в день.

Вместо того, чтобы жить в мегаполисе и отдыхать от него в близлежащих пригородах, семья Гарсии предпочла город средних размеров. Многие из тех, кто переехал в Понтеведру, предпочитают жить именно так. Маролия Отеро, мать двух детей пяти- и трехлетнего возраста, говорит, что в экономических центрах вроде Виго жилье стоит куда дороже. По этой причине в больших городах людям приходится селиться в отдаленных пригородах. Таким образом, они тратят много времени на поездки на работу и обратно, когда могли бы проводить его с детьми. В свою очередь, в Понтеведре все находится в шаговой доступности.

Карлос Феррас, эксперт по демографии и преподаватель географии в Университете Сантьяго-де-Компостела, говорит, что урбанистические преобразования в городе оказались гораздо эффективнее, чем различные программы правительства по увеличению рождаемости.


«Программы, стимулирующие рождаемость, в сущности, предлагали денежные компенсации за ребенка, и такая стратегия оказалась неэффективной. Если мы хотим положить конец испанской «бездетности», то необходимо разработать программы, которые будут создавать комфортные условия тем, кто растит детей. И начать нужно с городского планирования, — говорит Феррас. — Здесь городской совет нашел правильный подход. Доступное и комфортное жилье в городе, а не в его окрестностях, зеленые зоны и другие удобства стимулируют людей становиться родителями».

Понтеведра продолжает расширять пешеходные пространства от центра до окраин города. От машин уже освобождено порядка 669 000 квадратных метров, и этот процесс продолжается. Согласно данным городского совета, использование машин упало на 77 процентов, а выбросы углекислого газа на 66. Снизился и уровень преступности, что, конечно же, позволяет родителям давать больше свободы детям. В 2010 году был достигнут рекорд — на 1000 граждан приходилось лишь 34 преступления. В прошлом году ситуация стала еще лучше – всего 27 преступлений на 1000 человек.

Это может показаться удивительным, однако строгих запретов на въезд машин в город не существует. Граждане с гаражами могут заезжать, равно как и экстренные службы и даже частные водители, которым нужно сделать посадку или высадку. Одним из инструментов, изменивших поведение людей, стала ликвидация парковок внутри пешеходных зон. «Мы обнаружили, что 60 процентов машин катаются внутри города по большей части в поисках парковочного места. С тех пор, как парковаться стало запрещено, люди перестали ездить кругами и пользуются парковками за пределами этих зон», — объясняет Москера.

«Это очень безопасное место. Исчезновение машин принесло спокойствие, ведь теперь ребенок точно не попадет под колеса», — рассказывает Отеро. Перемены повлияли на город и в социальном плане. Родители стали знакомиться друг с другом, поэтому если у кого-то возникает срочное дело, он наверняка найдет, кому отдать своих детей на это время.

Феррас как демограф видит в этом успех: общество и город создают атмосферу, в которой родители чувствуют опору. 80 процентов детей в возрасте от 6 до 12 лет самостоятельно ходят в школу. Если же ребенку понадобится помощь, он может обратиться к добровольцам, которые за ним приглядит в случае необходимости.

«Города должны быть спроектированы так, чтобы граждане могли позволить себе стать родителями. Необходимо наличие баланса между семьей и работой и чувство того, что детство и подростковый возраст ценятся”, — считает Феррас.

Так получилось, что программы благоустройства повлияли на электоральные предпочтения граждан. В городе, который на всеобщих выборах голосует за консерваторов, тем не менее, правит лево-националистическая партия Москеры. И правит она с того момента, как началась программа, — с 1999 года.

Разумеется, вначале было сопротивление со стороны жителей и бизнеса, представители которого полагали, что из-за ограничений для машин люди перестанут к ним приезжать. Сегодня от этих сомнений ничего не осталось. Вопрос о «депешеходизации» не входит даже в повестку местной оппозиционной партии, которая не может вернуться к власти уже 20 лет. Тем не менее, критика никуда не исчезла. Люди, живущие за пределами пешеходной части города, жалуются, что из-за недостаточно развитого общественного транспорта они либо вынуждены мириться с дефицитом парковочных мест, либо вообще не выезжать в центр города без нужды.

Чтобы горожанам было легче найти баланс между работой и семьей, школы остались в центре Понтеведры, а детские поликлиники были перенесены с окраин города прямо в пешеходную зону. Помимо этого, у семей с детьми всегда будет возможность выбрать, как провести досуг. Каждое воскресенье в местном театре идут спектакли для детей младше 12 лет, центральный фудмаркет предлагает семинары для детей по субботам, а летом открываются лагеря, куда работающие родители могут сдать свое чадо.

Советник по культуре Понтеведры Кармен Фокус сравнивает это со строительством гнезда: «Если положить соломинку и пух на ветку, то птица сделает из этого дом»

Оригинал здесь. Перевел Василий Лужбин. Поддержите редакцию донейшеном:


Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить