Негативная реакция — хороший знак для велосипедистов

13 июля 2020 г.

Не прошло и недели с появления временной велодорожки на Лесной улице, как у нее появился противник в лице муниципального депутата Тверского района Кети Хараидзе. Но не стоит думать, что такая враждебность со стороны общества мешает велосипедизации Москвы. Как раз наоборот!

У этого явления есть название — байклэш (от англ. bike — велосипед и backlash — ответная негативная реакция). Это хлёсткое слово описывает неодобрение и ненависть, возникающие из-за роста числа велосипедистов на городских улицах. Байклэш свойственен как раз тем, кто сам на велосипедах не ездит. Враждебность выражается по-разному: водители сигналят проезжающим мимо велосипедистам и бросают в них мусор, радиоведущие делают выпады против «тирании секты двухколёсных», политики уничтожают велосипедную инфраструктуру ради удобства автомобилистов.

Одними из первых слово «байклэш» употребили журналисты The New Republic в 2010 году. Тогда министр транспорта США Рэй Лахуд поднял вопрос о создании инфраструктуры для более активного способа передвижения граждан. Но закрепился термин в 2011 году, когда журнал New York Magazine поместил его на обложку выпуска со статьёй о негативе в обществе по отношению к велодвижению.


Главной темой номера стал судебный иск, где заявители требовали убрать защищённую велополосу вдоль общественного парка Проспект-парк в Бруклине. Парадокс, но в роли истцов выступила группа под названием «Соседи за качественные велодорожки» (Neighbors for Better Bike Lanes).

Деятельность «Соседей за качественные велодорожки» в суде стала символом отношения жителей Нью-Йорка к Департаменту транспорта, который в то время возглавляла Джанет Садик-Хан. Тогда сотрудники Департамента занимались расширением тротуаров и развитием велоинфраструктуры, сужая проезжие части. В итоге велосипедистов неизменно обвиняли в нарушении закона, называли опасными, эгоистичными и непонимающими обычных нью-йоркцев.

Существует ролик, в котором велоактивисты рассказывают о своем отношении к байклэшу. Из ответов можно сделать вывод, что байклэш и развитие велодвижения в Северной Америке неразделимы. И большинство относятся к нему если не положительно, то хотя бы спокойно.

Дело в том, что несмотря на негатив, байклэш все равно означает переход общества к новому этапу. Любое новое явление, прежде, чем стать нормой, должно пройти через три стадии изменений в обществе: высмеивание, жёсткое сопротивление и, наконец, принятие. Иногда можно увидеть и четвертую — когда люди, изначально критиковавшие перемены, заявляют, что с самого начала были их сторонниками.

Не следует пугаться байклэша, ведь его существование показывает, что в городах принимают сложные решения, которые в будущем окажут положительное влияние на город и его жителей.


По мотивам Блумберга. Перевод Варвары Васильевой
Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему