Про общественную деятельность и трамвай

29 мая 2013 г.

Как известно, решением транспортных проблем нашего города может быть только общественный транспорт, а хорошая транспортная система невозможна без хорошего наземного транспорта. Может ли обычный горожанин что-то сделать для его улучшения, помимо написания Разоблачений в бложек? Я решил это узнать.

Самым лучшим наземным транспортом является трамвай. Один из самых лучших трамвайных маршрутов Москвы - 17-й: он полностью проходит по выделенной линии, то есть не стоит в пробках; на нем большой пассажиропоток и вагоны ходят часто (до 25 пар в час). Конечно, во время антитрамвайных кампаний 90-х он сильно пострадал: лишился удобной пересадки у м. ВДНХ, например, а также его попридушили турникетами и светофорами. Из-за этого он, несмотря на полностью выделенную линию, довольно медленный. Вот со светофорами-то и разберемся, для начала.

Остановка "Радужная улица". Здесь трамвайная линия пересекает небольшую второстепенную улицу - Радужную. Цикл светофора здесь - 140 секунд, причем несмотря на то, что трамвай пересекает не основную улицу, а именно второстепенную, зеленый ему горит всего 27 из этих 140 секунд. Из-за этого здесь нередки скопления трех, или даже четырех трамваев, ожидающих очереди проехать светофор. Причем длины остановки хватает только на один вагон. Второй сначала ждет, пока первый проедет светофор, затем подъезжает к остановке, но проехать на тот же зеленый уже не успевает - и ждет целый цикл, который длится 140 секунд. Таким образом, среднее время ожидания трамвая на этом перекрестке составляет 3-4 минуты, хотя в отдельных случаях - до шести.

Таких светофоров на линии несколько. Понятно, что в таких условиях даже тот факт, что линия выделенная, особо не спасает.



128.66 КБ



Как видно, бОльшую часть времени трамваю мешает ехать только правоповоротная стрелка с Енисейской в центр на Радужную. Стрелка эта горит в общей сложности 66 секунд за цикл, при этом поворот осуществляет всего несколько автомобилей. Видео.

Как видно из расписания, в час пик частота движения составляет 25 пар в час. Длина цикла светофора - 140 секунд, т.е. 25,7 цикла в час. Как показано выше, за один цикл в одном направлении успевает проехать максимум 1 трамвай. Это означает следующее:

  • Текущая парность не может быть увеличена из-за этого светофора
  • Если по каким-то причинам трамвай опаздает на "свою" фазу, то график будет сорван без возможности восстановления, 25-и пар в час уже не получится.

Учитывая, что пассажиропоток на линии очень большой, это очень плохо.

Что тут можно сделать? Ответ очевиден. Надо сделать как-то так:

Зеленый горит трамваям 27 секунд. Для проезда одного трамвая в каждую сторону этого слишком много (на проезд трамваю хватает 7-и секунд), а для проезда двух - слишком мало, ведь второму за это время надо успеть протянуть вперед из "зоны ожидания" до остановки, высадить и посадить пассажиров и, собственно, проехать перекресток. Поэтому удлиннять трамвайную фазу не имеет смысла. Напротив, ее можно даже несколько укоротить, организовав при этом вторую трамвайную фазу в течение цикла. Это можно сделать, например, погасив правоповоротную стрелку с Енисейской в центр на Радужную с 74-й секунды по 90-ю секунду цикла, либо иначе поменяв фазы светофора на этом перекрестке. Главное - трамвайная фаза длолжна случаться не реже одного раза в 60-80 секунд.



168.10 КБ



Быстро стало ясно, что в одиночку можно влиять только на какие-то совсем локальные вещи вроде тех, про которые написан предыдущий пост. Если есть желание изменить что-то глобальное - а у меня оно было - надо работать сообща, объединяться в какие-то структуры. Я огляделся вокруг и понял, что организация, которая мне нужна, уже есть. Это - известные многим Городские Проекты.

В связи с этим я немедленно туда внедрился. На практике, это дало следующее:

- у Городских Проектов есть эксерты, понимающие в транспорте и ОДД. Они могут оценить, здавое ли предложение, и велик ли шанс на его реализацию (в данном случае ответ был положительный. Да, здравое, да. шансы есть)
- maxkatz обладает суперспособностью "депутатский запрос", которая действует по всей территории города! Запрос был немедленно составлен, и через некоторое время был получен ответ.
- значительно меньше вероятность получить отписку
- в случае нежелания власти сотрудничать, можно вытащить историю в паблик и придать ее широкой огласке

В общем, не прошло и трех месяцев, как предложение было реализовано в полном объеме. Я думал сделать три схемы "было" -"предложили" - "стало", но это не понадобилось - "стало" полностью совпадает с "предложили" (видео). Это, вообще, довольно необычно - НЯЗ обычно ЦОДД на подобные предложения рассказывает, что по его мнению все ок, а также поясняет, где бы он хотел видеть предложивших.

Итоги такие:

- среднее время ожидания трамвая на этом перекрестке сократилось с 3-4 минут до 40 секунд
- проблемы с ограничением на парность устранены
- стало сильно лучше пешеходам, переходящим Радужную
- и главное: выяснилось, что существует процедура, при помощи которой граждане могут способствовать решению транспортных проблем города. Она будет много раз и, надеюсь, с большой пользой применена.

Кроме того, на соседних таких же перекрестках (напр., на Печорской ул.) они сами аналогично перенастроили светофоры, не дожидаясь отдельного запроса.

Продлолжение, понятно, следует.


Оригинал.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 258 610 из 1 250 000 рублей
17 трамвай без турникетов и задержек
Текущий проект

Автоматизированная система контроля проезда (АСКП), или попросту турникеты, является одним из главных недостатков наземного общественного транспорта в Москве. Ежедневно почти 5 миллионов пассажиров подвергаются унизительной процедуре посадки в трамвай, автобус или троллейбус через единственную переднюю дверь, которая оборудована турникетом. На маршрутах с большим потоком пассажиров образуются очереди на посадку. Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 258 610 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему