Малый бизнес на центральных улицах городов в опасности уже долгие годы — сначала пришли гипермаркеты и супермаркеты, затем онлайн-магазины. Во многих городах повышение стоимости недвижимости повлекло за собой подорожание аренды помещений. И так тяжело было малому бизнесу, а тут ещё половцы с печенегами пандемия коронавируса. Ричард Флорида в своей статье для Брукингского университета пишет:
«Рестораны, бары, специализированные магазинчики и всякое такое — то, что делает города уникальными — сейчас в зоне повышенной опасности. По некоторым прогнозам, закроется 75% из них. Это станет потерей не только владельцев этих бизнесов, но и для городов в целом».
Для многих это вопрос всей жизни и возможности заработка. Кто-то управляет кофейней, кто-то играет в местном театре, кто-то работает официантом или поваром в ресторане. Многие из них не знают, смогут ли они вернуться на работу после кризиса. Причём это в первую очередь затрагивает не крупный бизнес, а малый, и вывеска «закрыто» на ближайшем кафе — это совсем не то же самое, что вывеска «закрыто» на Ашане.
Ричард Флорида полагает, что такому малому бизнесу потребуются займы от властей и фондов — но это не всё. Нужно продумать, как можно перестроить улицы в районах так, чтобы они были адаптированы и к вирусам, и к изменению климата. Важно использовать те преимущества, что уже есть.
И тут на сцену выходит район.
Практически все офисные работники сейчас на удалёнке, и многие, вероятно, продолжат в таком режиме работать и когда закончится режим самоизоляции. На это есть ряд причин. Ранее одним из основных сдерживающих факторов для перехода на удалённую работу было сопротивление начальников — многие этого просто не позволяли. Для сокращения расходов офисы только уплотнялись. Но теперь пришлось адаптироваться, и многие уже не захотят возвращаться в офисы.
Бизнес сейчас учится контролировать процессы и управлять ими дистанционно — и это ещё один аргумент в пользу мнения «многие в офисы не вернутся».
Но люди всё так же будут ходить в магазины, фитнес-центры и кафе. Раньше выходили из офиса, чтобы на время покинуть офис, а теперь, чтобы покинуть офис, будут выходить из дома. Это может спровоцировать значительный приток клиентов в локальный бизнес, что вдохнёт в местные сообщества новую жизнь. Это своего рода перерождение идеалов Джейн Джекобс: районы со смешанной функцией; бюджет, который идёт не на магистрали, а на парки; вымирающие по ночам офисные кварталы уходят в историю.
Коворкинг жив (пока)
Не факт, что выживут крупные сети коворкингов, но многие люди, вероятно, захотят выбираться из дома, чтобы поработать. И тут как нельзя кстати могут оказаться небольшие коворкинги «на районе». Они могут стать чем-то вроде бара, куда заходишь — и тебя все узнают. И, как и офисные кварталы, они привлекут посетителей в расположенные неподалёку магазины и рестораны.
Поддержи местное
«Потребители в среднем более лояльны к офлайн-магазинам, в которых доступна покупка через интернет и которые рекламируют себя в соцсетях. Бизнес, представленный в онлайне, гораздо чаще привлекает посетителей в онлайн-магазины», пишет Шэрон Вудс из мичиганского отделения «Конгресса за новый урбанизм».
Многие небольшие магазины и кафе сейчас переключились на доставку, чтобы хоть как-то выжить. Заказывая у них сейчас, можно помочь им выжить. После коронавируса, поддерживая местный бизнес, мы сохраним уникальность районов и городов.
Децентрализация и 15-минутный город
Мэр Парижа Анн Идальго собирается изменить город таким образом, чтобы всё необходимое человеку было в 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде. Этот подход сильно отличается от привычного нам. Фергус О’Салливан в статье для CityLab пишет: «Намерение собрать всё необходимое в одном районе влечёт за собой взаимосвязь всего города — магазины рядом с домами, бары рядом с поликлиниками, школы рядом с офисами».
«Париж отдаст больше пространства для пешеходов и велосипедистов, а количество полос для автомобилей сократится. Общественные и полупубличные пространства станут многофункциональными: например, школьные дворы могут по вечерам превращаться в спортплощадки для всех. Небольшие магазинчики окажутся в плюсе, а фразу «сделано в Париже» можно будет использовать для маркетинга».
Безопасность и удобство ходьбы пешком и езды на велосипеде
Недавно агентство «Рейтер» опубликовало статью «Опасающиеся общественного транспорта американцы пересели на велосипеды». Там приводится такая цитата: «„Мне 51, у меня нет проблем со здоровьем, но на метро я ехать не хочу“, — заявил Джон Донохью, художник из Бруклина, купивший велосипед две недели назад. Машины у него нет, и он не уверен, что в будущем будет чувствовать себя уютно в общественном транспорте».
И он в тренде. Во многих городах, где не запрещена физическая активность поодиночке или с сожителями, велосипеды становятся всё популярнее, а на улицах, где стало меньше машин, расширяют тротуары и делают велодорожки. А велосипед — это отличный способ перемещаться по своему району. «15-минутный город» становится в 2 раза больше, если не ходить пешком, а ездить на велосипеде. Однако места для пешеходов и велосипедистов практически нет.
И это проблема возникла не сейчас во время кризиса, и она связана не только с необходимостью социально дистанцироваться. Есть ещё и проблема глобального потепления, и автомобилей, занимающих слишком много места в городе. Лучший способ решить эту проблему — предоставить доступную и удобную альтернативу, заодно полезную для здоровья. Бонус: эта альтернатива экологически чистая и полезная для города.