За наши и ваши налоги

1 ноября 2019 г.

Представьте себе такую ситуацию: вы решили сделать что-то полезное для своего города. Вы приходите в Совет депутатов вашего района со своей замечательной идеей, но её быстренько заворачивают: «Не можем помочь. Это не заложено в бюджет». Вы, расстроенный, уходите домой, потому что бюджет был распределён без вас и повлиять на него не было вообще никакой возможности. Эту проблему могли бы решить полноценные публичные слушания бюджета, где каждый желающий внёс бы свои поправки, которые могли бы повлиять на итоговое распределение средств.

Картинки по запросу public hearings

Такая идея «партисипаторного бюджетирования» несёт в себе много плюсов. За счёт этого люди, живущие в городе, начинают более ответственно к нему относиться — гораздо прозрачнее становятся источники доходов и статьи расходов бюджета. Становится понятнее взаимосвязь от принятия тех или иных решений по бюджету. Органы власти будут лучше понимать, чего хотят люди, и в конечном счёте вырастет подотчётность власти и уровень доверия к ней в целом.

Публичные слушания — один из основных способов соучастия граждан в распределении бюджета. Разумеется, только в том случае, если их цель — действительно учесть мнение людей, а не просто создать видимость открытости процесса. Такие слушания должны проходить перед каждым этапом принятия бюджета: сначала чтобы выработать общую концепцию, как бюджет должен выглядеть, затем — чтобы выработать поправки, и в конечном счёте — чтобы определить, какие из предложенных поправок сочетаются друг с другом и заслуживают принятия.

Картинки по запросу public hearings

Одним из городов, поставивших открытость процесса во главу угла и позволивших своим жителям распределять часть бюджета, стал бразильский Порту-Алегри. В этом году отмечается круглая дата: первое публичное обсуждение, куда потратить часть бюджета, там провели ровно 30 лет назад. Это сделало бюджет воистину народным — спустя десять лет, в 1999 году, в обсуждении приняли участие 40 тысяч человек — около 3% от всего населения города, тогда составлявшего примерно 1,35 миллиона человек.

Благодаря участию людей, к примеру, бюджет Порту-Алегри на здравоохранение в 1996 году составил 40% от общего (вместо 13% за 10 лет до этого), что само по себе достижение для бразильского города, а количество школ возросло в 4 раза. В 1999 году доля средств, выделяемых по запросу жителей, составила 21% всего бюджета города. Если переложить это на современные реалии Москвы, представьте, что 360 тысяч активных жителей распределяют 560 миллиардов рублей.

Картинки по запросу public hearings porto alegre

Более современный пример из более крупного города — Чикаго, где каждый из 50 членов городского совета получает из бюджета 1,32 миллиона долларов, которые они могут потратить только на развитие округа, от которого они избраны. Джо Мур, пока был депутатом от Демократической партии (до этого года), отдавал эти средства на откуп своим избирателям — и они решали, на что должны быть потрачены эти средства. Похожая система несколько лет назад тестировалась и в канадском Торонто: в рамках пилотного проекта жители трёх избирательных округов имели возможность повлиять на распределение части бюджета в своих районах.

Как видим, публичные слушания по бюджету позволяют жителям реально влиять на распределение средств в своём районе или городе. Это повышает уровень взаимного доверия властей и людей и позволяет делать проекты, которые реально нужны людям. Москва может обратиться к успешному международному опыту и адаптировать под наши реалии лучшие мировые практики.


Автор Михаил Чижов.


Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить