Проект завершен

Стажировка студентов в Городских проектах

До 1 июня мы сформируем рабочие группы по районам и темам исследований. Со 2 по 9 июня проведём встречи, где составим индивидуальные исследовательские планы, определим параметры исследований, расскажем о методиках исследований. Исследования будут проходить до середины августа, и по мере их готовности будем организовывать защиту проектов для групп наших практикантов.

28 августа 2013

Исследование велосипедной инфраструктуры Невского Проспекта. Часть 1



В июле 2013 года в рамках летней практики в «Городских проектах Ильи Варламова и Максима Каца» я принял участие в исследовании Невского проспекта. Основная часть этого исследования касалась пешеходной инфраструктуры, но мы также решили понять, насколько удобен Невский для велосипедистов. Был проанализирован велопоток, ситуация с парковками, а так же опрошено некоторое количество велосипедистов, которые рассказали нам, что им нравится, а что не нравится при передвижении по Невскому проспекту. Так как Невский проспект является одной из основных транспортных артерий города, а так же, пожалуй, самой знаковой и посещаемой улицей Санкт-Петербурга, улучшение велоинфраструктуры именно с этой улицы может быть очень показательным. Исследование направлено на определение того, насколько город и его жители нуждаются и готовы к таким изменениям.




В первую очередь мы проанализировали, какова текущая ситуация с велосипедным движением на Невском проспекте. На участке от Адмиралтейства до Мойки, где нет выделенной полосы для общественного транспорта, велосипедисты передвигаются по проезжей части как можно правее, что полностью соответствует ПДД.



Стоит лишь отметить, что улица на этом участке довольно узкая, а трафик довольно сильный. Проезд по этому участку сопряжён с повышенной опасностью и дискомфортом. Добавим, что на Невском проспекте установлены дублирующие светофоры, которые бывают полезны и для велосипедистов.



Ситуация несколько меняется с появлением полосы для общественного транспорта, которая начинается у Мойки и продолжается вплоть до Площади Восстания. Велосипедисты продолжают двигаться как можно правее, но теперь уже оказываются на полосе для общественного транспорта.



Сама улица в этом месте заметно шире, да и автомобилей на полосе для ОТ, по идее, быть не должно, поэтому двигаться по ней комфортней и безопасней, чем на участке до Мойки. Казус заключается в том, что сами сотрудники ГИБДД не могу чётко разъяснить, как же должен двигаться на таком участке велосипедист, чтобы не нарушать ПДД, ведь по правилам, ничего, кроме общественного транспорта на выделенной полосе быть не должно.



Сложности заключаются в том, что, тем не менее, общественный транспорт так же представляет повышенную опасность и многие ею пренебрегают.

Стоит отметить, что полосу используют для передвижения не только велосипедисты, и на ней можно встретить самых неожиданных гостей, как например таких:


или даже таких:



Кроме того, автобусы и троллейбусы останавливаются на остановках и зачастую велосипедисты предпочитают не ждать, а объехать транспорт слева, что тоже является опасным манёвром.



Сложность представляют и припаркованные на полосе ОТ (с использованием аварийных сигналов) или остановившиеся машины.



Напомним, что парковка автомобилей на обочине на Невском проспекте запрещена. На этой фотографии автобус и троллейбус вынуждены объехать припаркованный автомобиль, а велосипедист решил их обогнать. Очевидно, что подобные манёвры очень опасны.



Не стоит забывать, что возле перекрёстков автомобилям разрешено встраиваться в крайний правый ряд для поворотов и велосипедист вынужден перестраиваться между рядами.





В итоге велосипедист оказывается уже не в крайней правой полосе, что для него является не вполне комфортным.



Некоторые предпочитают не перестраиваться, но тогда велик риск, что при правом повороте их могут подрезать.



Если суммировать эти сложности, и ещё учесть, что трафик на Невском плотный, автомобилей много и движутся они с большой скоростью, становится понятно, почему многие выбирают в качестве места передвижения тротуар.



Но передвижение по нему сопряжено с не меньшими сложностями, особенно в час-пик. Огромное количество препятствий, плотный поток пешеходов, да и принципиальная неприспособленность тротуара для езды по нему транспорта делают езду на велосипеде абсолютно некомфортной. Стоит помнить, что велосипедист на тротуаре гость. Да и к тому же многие пренебрегают на тротуаре элементарными правилами приличия: устраивают слалом между людьми, двигаются с большой скоростью или сигналят людям.



В некоторых местах на тротуаре можно даже встретить экскурсионные велосипеды, которые занимают в три раза больше места, чем обычные.



Неудивительно, что это иногда создаёт конфликтные ситуации и в целом ухудшает отношение к велосипедистам. Но и на проезжей части велосипедисты очень часто ведут себя совершенно не подобаемым образом. Не редкостью являются велосипедисты, которые двигаются по встречной полосе










едут, не держась за руль



предпринимают непредсказуемые манёвры (на фото происходит что-то невообразимое)



переезжают пешеходный переход, предварительно не спешившись,



проезжают на красный свет,



или даже не брезгуют алкоголем.



Кроме того были замечены велосипедисты, разговаривающие во время езды по мобильному телефону или придвигающиеся по двойной сплошной прямо по центру улицы. Мы уже не говорим о том, что велосипедистов, надевающих шлем или использующих свет тоже крайне мало в соотношении к общему количеству. Остаётся только удивиться беспечности людей, которые передвигаются по одной из самых опасных улиц в городе. Безусловно, таких велосипедистов не большинство, значительная часть соблюдает правила, но бросается в глаза, что заметить подобное поведение не составляет труда. Конечно, есть и те, кто относится к своей безопасности, не только соблюдая правила, но и продумав свою экипировку и свет, повышая свою заметность на дороге.



В следующем посте я расскажу о том, как мы обследовали потоки велосипедистов на Невском проспекте.

Комментарии 2
romasheda 03.09.2013 18:12:19
Объезжать машины и автобусы справа (что тоже нередко встречается) - еще опасней, чем слева. При объезде слева следует подавать знак руками. А что касается отсуствия шлемов - это в каком-то смысле хороший признак. Значит, люди чувствуют себя в относительной безопаности. Массовое (особенно принудительное) шлемоношение создает велосипеду репутацию опасного занятия и не способствует развитию велодвижения.
   
user1672539 02.12.2013 12:34:38
На одном из снимков четыре!!! велосипеда в кадре и все едут по дороге. Однозначно, у этого города есть будущее, что бы ни делали с велодвижением.
   

Рассказать всем друзьям о «Городских проектах»:

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: