Берлин: 2 миллиарда евро в год на общественный транспорт

14 апреля 2019 г.

Когда речь идёт об общественном транспорте, нельзя упрекнуть Берлин в нехватке средств.

В конце февраля город анонсировал план по развитию общественного транспорта до 2023 года (с прицелом на 2035). Грядёт масштабное обновление всей транспортной системы. Средства выделены, мягко говоря, огромные: на транспортные проекты город потратит 28,1 миллиарда евро (больше 2 триллионов рублей).

Фото: Fabrizio Bensch/Reuters

Разумеется, эта сумма не будет потрачена одномоментно — она распределена до 2035 года. Однако это всё равно около 2 миллиардов евро в год — уровень, которому может позавидовать практически любой город мира. (прим. пер.: на душу населения — примерно как в Москве, где в бюджете на 2019 год на развитие транспортной системы выделено 8,36 млрд. евро).

Траты Берлина на общественный транспорт всегда были такими щедрыми — например, в прошлом году на новые поезда метро был потрачен 1 миллиард евро. Но предложенный уровень инвестиций поражает. К примеру, Crossrail в Лондоне, 120-километровый маршрут пригородных электричек, который должен открыться этой осенью, потребовал строительства новых станций и тоннелей в центре города. Его первоначальный бюджет составлял около 15 миллиардов фунтов стерлингов (примерно 1,26 триллиона рублей). Парижский проект по расширению метро Grand Paris Express, в рамках которого откроется 65 новых станций, стоит около 22,6 миллиардов евро (примерно 1,64 триллиона рублей). Оба этих проекта считаются примерами грандиозных преобразований того, как города соединяются с пригородами. И всё же их финансирование отстаёт от того, что планирует потратить Берлин, население агломерации которого в 2 раза меньше лондонской или парижской.

Итак, что можно сделать в Берлине на 28 миллиардов евро? Кажется, немного. Главное, что заявлено в плане — масштабное расширение трамвайной сети. Уже несколько лет подряд берлинский трамвай идёт на запад — в Восточном Берлине систему не закрывали. И этот тренд продолжается: планируются линии в районах Кройцберг, Шёнеберг и Шпандау. Согласно плану, длина трамвайной сети в 2035 году будет на 28% больше, чем сейчас — 267 километров против нынешних 194. Если бы это была прямая линия, то её бы хватило, чтобы доехать от Москвы до Ярославля. Помимо этого, трамваи будут ходить чаще: их число вырастет на 38%.

Берлин, Bombardier Flexity Berlin (GT6-08ZR/F6Z) № 4020Фото: https://transphoto.ru/

Расширяться будет и городская электричка, S-Bahn. Новые линии будут в основном на севере города и идти по оси север-юг. Причём это будет не новое строительство: в основном это будут старые железнодорожные линии, которые не использовались в прошедшие десятилетия. (как МЦК в Москве — прим. пер.)

Полный пересмотр ожидает и автобусное движение. Планом предусмотрено, что все автобусы к 2030 году должны стать электрическими. Расписания многих маршрутов также пересмотрят, чтобы максимальный интервал был 10 минут. Для отдалённых районов, где мало остановок и пассажиров, город в тестовом режиме запустит сервис автобусов по вызову, благодаря которому пассажиры смогут запросить автобус малой вместимости (с малым временем ожидания), передав диспетчеру информацию о том, что они ждут.

Другие изменения тоже могут стать революционными, но требуют анализа осуществимости перед публикацией конкретного плана действий. Главное из них — 4 предложения по расширению метро, включая линии U-Bahn как в новый аэропорт Берлин-Бранденбург (если он вообще откроется), так и в старый — Тегель, который должен стать технопарком, когда уйдёт на покой. Также рассматривается, насколько осуществимо использовать в городе грузовые трамваи. Всё это требует средств. Часть этих средств поступит от повышения тарифов: они должны повыситься на 1,4%. Помимо этого, большие пассажиропотоки приведут к увеличению выручки — не только за счёт людей, которые используют новые линии, но и за счёт роста населения Берлина: к 2030 году оно превысит 4 миллиона человек (сейчас — 3,63 миллиона).

Совпадение ли, что Берлин, город с хорошим общественным транспортом, сейчас строит такие масштабные планы? Не думаю. Партия зелёных — часть правящей в городе коалиции вместе с левоцентристским большинством SPD и Левыми. Они настаивают (с одобрения партнёров) на более «зелёных» способах управления городом. Запасшись чувством долга, партия зелёных пытается вписать цели плана в новый контракт с транспортным оператором BVG, чтобы следующее правительство не могло остановить это стремление.

Возможно, это сверхосмотрительно: опросы показывают, что в целом Берлин продолжает в основном симпатизировать левым. В самом деле, если население Берлина продолжит расти запланированными темпами, такое развитие общественного транспорта всё больше будет казаться необходимостью.


Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите редакцию:


Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить