Мы много говорим о зарубежном опыте в городском планировании. А как обстоят дела в России? Муниципальный депутат Пресненского района Москвы Анастасия Ромашкевич опросила жителей и проанализировала самые опасные улицы её района (по официальной статистике). Ощущения жителей не всегда подтверждались цифрами, но это не отменяет одного: уровень безопасности на дорогах Пресни очень низкий. Вот как она сама описывает проведённое исследование.
фото: Алёна Черепанова
Прошлой осенью я попросила жителей Пресненского района назвать улицы и перекрестки, которые им кажутся опасными. Получился небольшой, но вполне убедительный список. Логично, что если на улице нет тротуара и людям приходится ходить по проезжей части, то там рано или поздно кого-нибудь собьют. Точно также перекресток с плохой видимостью, по идее, должен стать ареной многочисленных ДТП. Но как проверить, соответствуют ли эти интуитивные догадки реальности?
Именно для таких случаев города должны собирать статистику. У нас есть сайт ГИБДД с данными о ДТП за последние три года, но пользоваться им неудобно, поэтому мы (группа депутатов и активистов из разных районов Москвы) сделали на основе этих данных карту, где ДТП показаны наглядно. Теперь мы можем легко сопоставить список от жителей с реальной ситуацией на улицах района.
Карта ДТП (как и официальная статистика) показывает только аварии, участники которых были ранены или погибли. ДТП, участники которых отделались легким испугом, там не учитываются. И это правильно. Принятая во многих городах мира программа Vision Zero (Ноль смертей) говорит о том, что сами по себе ДТП не опасны. Настоящая беда — это аварии с летальным исходом или тяжкими увечьями. Мы не должны платить за прогресс человеческими жизнями. Город надо проектировать так, чтобы люди не гибли на улицах.
Еще один важный момент: когда мы говорим о летальных ДТП, то чаще всего имеем в виду пешеходов, а потом долго спорим, кто же в этом виноват — люди, которые «лезут» под колеса машин, или водители, которые этими машинами управляют. Но давайте сейчас обойдемся без споров, а просто попробуем оценить реальную картину. С 1 января 2015 года (ровно с этого момента начинается доступная нам статистика) в Москве жертвами ДТП стали 11 965 пешеходов и 24 209 водителей и пассажиров, погибли 964 и 921 соответственно. Эти цифры говорят нам о том, что риск попасть в ДТП на автомобиле на самом деле гораздо выше, хотя у пешеходов доля смертельных аварий больше. Но это — в абсолютных цифрах. Официальная статистика говорит о том, что на машинах передвигаются примерно 20% москвичей. А значит, риск повредить здоровье в ДТП на машине выше в 8 раз, а вероятность погибнуть — в 3,8 раза! Москва — очень опасный город для людей, но особенно — для автомобилистов и их пассажиров. Это проблема, которая не решается путем замены наземных переходов подземными и установкой противопешеходных заборов, наоборот — от них только хуже. Скоро мы это увидим.
Теперь давайте вернемся в Пресненский район. Лишь одно место, перечисленное жителями к опасным, оказалась таким в реальности — улица Большая Грузинская в районе дома 60. Жители писали, что расположенный там наземный переход находится не на месте — люди массово переходят улицу в нескольких метрах от него. Трагический результат неграмотного проектирования — ДТП с летальным исходом. И не надо говорить, что люди обленились, не желают пройти пять лишних метров и так далее. Да, не желают — переходы должны находится там, где они востребованы, а не где их сделали от балды. Жители района предлагают перенести переход на востребованное место, и они стопроцентно правы — это правильное решение проблемы.
С Большой Грузинской вообще все очень печально — не особенно широкая и в целом тихая улица на деле является очень опасной. Жители много жаловались на улицу Климашкина — опасными были названо пересечение с Большой Грузинской и Новопресненским переулком, но там ничего страшного не происходит. Реальная жесть — на пересечении Большой Грузинской с Большого Тишинского, там постоянно давят пешеходов, иногда насмерть.
Улицы, которые кажутся опасными, заставляют держать ухо востро. По ним мы ходим и ездим аккуратно и это дает свои плоды. Зато прямые и широкие улицы, богато украшенные противопешеходными заборами и подземными переходами «ради безопасности», превращаются в дорогу смерти. Одна из самых опасных улиц района — Красная Пресня, переходящая в Звенигородское шоссе. Для пешеходов роковым является перекресток с Пресненским валом, там за три с половиной года было два смертельных случая. Житейская логика подсказывает, что надо защитить пешеходов, спрятав их под землю. Именно это случилось чуть дальше, на пересечении Звенигородки с улицей 1905 года. Бывший депутат и глава Пресненского района Краснов очень гордится тем, что при его участии наземный переход в этом месте заменили подземным — теперь там не гибнут пешеходы. Зато регулярно происходят столкновения автомобилей, пока никто не погиб, но есть опасность, что это лишь вопрос времени.
Там, где с улиц любой ценой убирают пешеходов, автомобилисты начинают убивать друг друга и самих себя. Защитники прав автомобилистов любят жаловаться на геноцид автовладельцев, который, как им кажется, выражается в сужении улиц и организации наземных переходов, препятствующих быстрой езде. Но в реальности все ровно наоборот — широкие улицы опасны для жизни и здоровья автомобилистов и их пассажиров. Карта ДТП не оставляет в этом никаких сомнений.Прямые, широкие, удобные для быстрой езды на машине улицы заставляют забыть об осторожности и стимулируют людей жать на газ. На таких улицах вроде нет проблем с видимостью, но из-за высокой скорости у водителей возникает тоннельное зрение — угол обзора резко снижается, они не успевают реагировать на происходящее. Ровно это и происходит на Шмитовском проезде, еще одной проблемной улице Пресни. Несмотря на масштабную установку противопешеходных заборов перекресток Шмитовского с улицей 1905 года остается очень опасным местом. Но еще хуже обстоят дела на пересечении с Красногвардейским прудами — там регулярно сталкиваются машины, а в марте этого года погиб человек. Это, к сожалению, закономерно — если переход между двумя частями набирающего популярность парка расположен сбоку-припеку и даже не имеет отдельной пешеходной секции, ничего хорошего ждать не приходится.
Люди несовершенны — они ведут себя эгоистично, ленятся, живут надеждами на авось. Информационные стенды с призывами соблюдать скорость от этого не лечат. Лечат улицы, спроектированные с «защитой от дурака» — учитывающие потребности пешеходов и не позволяющие водителям жать на газ сверх меры.