Эволюция терминалов аэропортов

18 сентября 2013 г.


Во времена становления коммерческих авиаперевозок дизайнеры, при проектировании терминалов аэропортов, использовали железнодорожные вокзалы в качестве образца для подражания. Но со временем уникальные потребности авиаиндустрии заставили отказаться от использования модели железнодорожных вокзалов.

Это привело к увеличению горизонтального распределения людей по аэропорту. В крупных аэропортах пришлось также воспользоваться различными механическими средствами транспортировки для уменьшения пути и времени передвижения пассажиров по аэровокзалу.

Данные системы привели к разделению территории аэропорта на пространство для посадки пассажиров в самолет и на пространство для оформления и продажи билетов и прием и выдачу багажа, что сказалось на подходах к проектированию терминалов. Это стало определяющим фактором для горизонтальной планировки здания терминала.
Что же насчет вертикальной планировки?


Необходимость двухуровневого терминала была изначально обусловлена увеличением так называемых фронтов высадки пассажиров из наземного транспорта, доставившего их в аэропорт, и их посадки в самолеты. Развитие вертикального планирования терминалов зашло в тупик из-за закона 1960 года, который более не имеет смысла. Давайте рассмотрим вертикальное планирование практически всех аэропортов в мире. Стойки оформления билетов расположены над багажным отделением. Иногда существуют промежуточные уровни, но в целом вертикальная схема расположения билетных стоек и багажного отделения остается неизменной. Почему так сложилось, и отвечает ли данная схема современным требованиям?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно иметь в виду, что при проектировании первых воздушных терминалов основными были следующие два фактора.


На фото: муниципальный аэропорт Атланты, 1956 год. При открытии аэропорта в 1956 году это была самая длинная билетная стойка в мире.

Во-первых, авиаперевозчики рассматривали терминал как точку продаж, в то время как манипуляции с багажом были относительно простыми и основанными на законах гравитации. Так как именно авиаперевозчики влияли на решения о строительстве аэропортов, то место оформления билетов рассматривалось как наиболее важное, именно здесь делались высокие потолки, что давало много естественного света, а большие окна предоставляли возможность рассмотреть аэропорт, и, соответственно, бренды авиакомпаний внутри. Авиакомпании боролись за возможность располагаться как можно ближе к зданию терминала, чтобы их было лучше всего видно, а также для обеспечения максимального удобства собственным пассажирам.



Во-вторых, системы обработки багажа были достаточно простыми. Пассажиры клали свои сумки на стойку на верхнем уровне, которые далее по наклонной плоскости или с помощью простых конвейеров доставлялись вниз до тележек на перроне.
Багажные помещения располагались на уровне перрона, таким образом, тележки с багажом можно было просто поднять на полки или на кольцевой контейнер и разгрузить напрямую. Таким образом, билетные стойки были расположены наверху, а багажное отделение - внизу.

Но когда терминалы стали расти, а количество сумок увеличилось, аэропорты не смогли масштабировать эту простую систему.
Стандартом стали более развитые системы транспортировки багажа, при которых происходило разделение между функциями багажных тележек и багажной зоны. Увеличение количества багажных сумок и направлений полетов требовало более сложной системы сортировки багажа, которая должна была быть расположена отдельно от зоны регистрации. Оба этих изменения привели к тому, что необходимость в жесткой горизонтальной или вертикальной связке зоны регистрации и приема багажа отпала.

Вернемся в настоящее время. Место продажи билетов и регистрации пассажиров на рейс больше не воспринимается как отправная точка путешествия. Прибытие пассажиров в аэропорт - вот что наиболее значимо из того, что происходит с пассажиром во время путешествия в наши дни. Но аэропорты все еще отправляют прибывающих пассажиров вниз, в узкий и темный подвал, который находится под пустующими билетными стойками.


На фото: стойка выдачи багажа в международном аэропорту Балтимора. Фото предоставлено Wikimedia Commons.

Не самое ли время сейчас поменять эту модель? Не должны ли разве аэропорты приветствовать прибывающих пассажиров и гостей в большом, естественно освещенном зале на верхнем уровне терминала? Разве не могут те немногие, кому нужно пройти регистрацию багажа, сделать это на нижнем уровне? Единственное действительное препятствие для изменения привычной планировки терминала аэропорта - это существующие дорожные сети.

В аэропортах с несколькими терминалами, например, аэропорт Лос-Анджелеса, к которым ведут обычные дороги, изменение системы дорожных знаков может быть достаточно затруднительным.

Тем не менее, в аэропортах, где каждый терминал является отдельным модулем с независимой системой подъездных дорог, нет никаких оснований для расположения зала выдачи багажа под билетной стойкой.

В качестве хорошего примера такой вертикальной планировки аэропорта можно привести аэропорт в Талсе.
Мы считаем, что в определенной ситуации такой “перевернутый” терминал будет лучше служить целям общества и сделает полеты более приятными для пассажиров.

Для этого не требуется дополнительных денежных затрат или человеческих ресурсов. Единственное действительное препятствие - это инерция общественного мышления.

Автор статьи — Кит Томпсон живет и дышит дизайном аэропортов. Руководитель направления мировой авиации и транспорта в компании Gensler, он является лидером команд, которые строят лучшие аэропорты по всему миру.

Спасибо за перевод Милёхиной Антонине



Источник

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить