Как привлечь пассажиров в общественный транспорт

10 марта 2017 г.
Автобусы в крупнейших городах Америки переживают не лучшие времена. В Лос-Анджелесе за последний год они потеряли 8,9% пассажиров, в Нью-Йорке с 2002 по 2015 год пассажиропоток сократился на 16%, а в Чикаго число поездок в период с 2012 по 2015 год снизилось на 25 млн. При этом во всех трех городах популярность рельсового транспорта растет.

Это тревожные новости для транспортных компаний, для которых жизнеспособное автобусное сообщение — важный элемент эффективной транспортной сети. В конце концов, ни метро, ни наземный рельсовый транспорт, в отличие от автобуса, до каждого района дотянуть невозможно.

Проблема заинтересовала участников Национальной ассоциации транспортных чиновников (NACTO), которые выпустили рекомендации, как сделать автобусы более удобными и привлечь новых пассажиров. Главная мысль такова: транспортные компании должны разрешить пассажирам посадку во все двери.

«За последние годы автобусы стали медленнее и менее надежными, — считает представитель NACTO Алекс Энгель. — Это отчасти объясняется тем, что на улицах стало больше транспорта. Но одна из главных проблем — это посадка. На нее уходит треть времени, которое автобус проводит на маршруте. А большую часть этого времени занимает прием оплаты за проезд».

В совместном докладе NACTO и «Транзитного центра» под названием «Лучшая посадка, лучшие автобусы: как ускорить посадку и прием оплаты» рассматривается эффект посадки во все двери на примере ряда городов и даются рекомендации по внедрению этой системы.

Как и следует из названия, посадка во все двери означает, что пассажирам разрешается заходить в автобус не только через переднюю, но и через любую другую дверь. При этом они могут оплатить проезд через сканер для транспортных карт, установленный в начале и конце автобуса, через аналогичное устройство на остановке или купить билет в автомате. Проверку оплаты осуществляют контролеры — в Америке подобная практика широко распространена на легкорельсовом транспорте.



Экономия времени и денег может быть очень существенной. В докладе говорится, что в общей сложности американские автобусы проводят на остановках 6 млн часов, которые обходятся операторам в 700 млн долларов. Если на остановке автобуса ожидает 20 человек, каждый из которых потратит на проход в салон 5-9 секунд, общее время ожидания составит более 3 минут. Если учесть количество остановок на маршруте, общая потеря времени будет значительной. «Преимущества посадки по все двери заметнее всего на самых загруженных маршрутах. Эти маршруты ходят по выделенным полосам и имеют приоритет при проезде перекрестков. Им не хватает только более удобной посадки», — считает Энгель.

Муниципальное транспортное агентство Сан-Франциско (SFMTA) первым в Северной Америке стало практиковать посадку во все двери. После этого время стоянки сократилось на 37%, интервалы движения автобусов стали более равномерными, а число «зайцев» снизилось с 9,5 до 7,9%. В Нью-Йорке, Остине, Миннеаполисе и ряде других городов практикуют посадку во все двери на отдельных маршрутах. В Нью-Йорке для этого установили автоматы по продаже билетов вдоль линий Select Bus Service. В некоторых проезд можно оплатить через транспортную карту MetroCard, другие принимают наличные. Цена таких автоматов составляет, соответственно, 25 или 7 тыс. долларов.

Внедрение посадки во все двери стоит не так уж и дорого. Вам придется нанять контролеров, установить билетные автоматы и считыватели карт в задней части автобусов. Однако, как утверждают специалисты NACTО, эти расходы могут быть покрыты за счет увеличения пассажиропотока и сокращения числа безбилетников. Именно так обстоят дела на маршрутах Select Bus Service, где автобусы теряют на остановках меньше времени, а число «зайцев» пошло на убыль. Последнее объясняется очень просто: чтобы избежать конфликтов, которые могут перерасти в непредсказуемые и опасные ситуации, водители редко требуют у пассажиров деньги, так что желающие всегда могут проскользнуть в салон без оплаты. Контролеры, главная задача которых в том, чтобы отлавливать «зайцев», такой снисходительности не проявляют. Правда, авторы доклада советуют контролерам не лютовать без лишней необходимости: «Справедливость и безопасность инспекторов и пассажиров являются для нас приоритетом. Криминализация пассажиров не будет способствовать созданию адекватной транспортной системы. Благожелательность по отношению к пассажирам поможет сделать транспорт более привлекательным для всех его пассажиров».



NACTO и «Транзитный центр» призывают ввести посадку во все двери как можно скорее. «Внедрить эту систему достаточно просто, — говорит Энгель. — А выгода от этого может оказаться гораздо больше, чем вы ожидаете».

Оригинал
Перевод Анастасии Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить