Дёшево и скучно, зато работает

5 марта 2020 г.

Транспортные новости бывают разными. С одной стороны, города призывают людей отказаться от личных автомобилей в пользу менее опасных для других людей и всей планеты способов перемещения. Но в заголовки СМИ, с другой стороны, гораздо чаще попадают всякие гиперлупы, автономные автомобили и стартапы «маршруток по вызову», чья эффективность ещё не доказана. Власти же стремятся использовать эти новшества не потому, что это якобы точно возымеет эффект — а просто боятся отстать от жизни.

Но выбор есть всегда. Вместо того, чтобы гнаться за пальмой первенства в использовании новой технологии (привет, электробус Собянина), можно использовать прозаичные решения, которые работают. Их не представишь с помпой в новостях, но они с гораздо большей долей вероятности повысят долю ежедневных поездок на общественном транспорте, велосипеде, самокате или пешком. Они не потребуют значительных расходов бюджета и не вызовут массовых протестов. Да многие их вообще не заметят, настолько они естественны.

Вот эти решения.

Безопасные и разумно использующие пространство перекрёстки

Картинки по запросу "daylighting intersections"

Водители часто паркуются настолько близко к перекрёстку, насколько это возможно без заезда на пешеходный переход. В этом случае они ухудшают видимость пешеходов и велосипедистов, которые собираются перейти дорогу. Из-за этого перекрёсток ощущается (и является на самом деле) более опасным, и люди стараются избегать его. Как это исправить? Физически оградив пространство перед переходом — чтобы слишком близко парковаться было нельзя.

Это пространство можно использовать с пользой — например, сделав там парковку для велосипедов или самокатов. Такие планы, например, уже существуют для 100 мест на перекрёстках в Вашингтоне — парковка там и так была запрещена, но люди всё равно парковались.

Таким решением можно достичь сразу несколько целей. Во-первых, водители станут меньше нарушать правила парковки, и возрастёт безопасность пешеходов и велосипедистов. Более того, повысится доступность велопарковок — станет удобнее ездить на велосипедах или самокатах. Количество парковочных мест для автомобилей при этом не снизится.

Улучшайте остановки общественного транспорта

Картинки по запросу "paris bus stop"

Ожидание автобуса субъективно длится дольше, если негде присесть или спрятаться от дождя. Это подтверждается и научными данными: если на остановке нет ничего, даже скамейки, то 5-минутное ожидание автобуса ощущается как 13-минутное. Если на остановке есть скамейка и крыша, то эти 5 минут ощущаются как 7,5.

По сравнению с другими затратами на общественный транспорт, обустройство остановок — один из самых эффективных способов уменьшить воспринимаемое время поездок. Это важно, поскольку именно восприятие определяет поведение человека. Например, в Сан-Антонио с 2014 по 2017 год потратили 12 миллионов долларов на строительство 1000 автобусных остановок. В это же время прекратился тренд на снижение пассажиропотока, а в 2019 количество пассажиров общественного транспорта в Сан-Антонио даже выросло (хотя по всем США продолжило снижаться).

Займитесь тротуарами

Улучшение тротуаров — самое простое, что можно сделать для исправления транспортной ситуации в городе, но это может иметь значительный эффект. Ведь пешеходами так или иначе являются все — и пассажиры общественного транспорта, и водители автомобилей. Но существующая инфраструктура делает ходьбу (и особенно езду на инвалидных колясках) опасной, а езду на машине, наоборот, поощряет.

Пускайте в электрички с велосипедами (или делайте удобные парковки перед станциями)


Удобная транспортная доступность — когда до транспорта от дома не больше километра. Казалось бы, дептрансы должны лезть из кожи вон, чтобы сделать поездки на электричках привлекательными для велосипедистов (иначе те скорее пересядут на автомобиль). Но на деле это происходит не так часто или не в тех объёмах, которые требуются. Если нет возможности упростить проезд с велосипедом на электричке — можно делать удобные парковки на станциях. Вспомните Утрехт с его парковкой на 12 тысяч велосипедов!


Такие решения не откусят огромного куска бюджета и, скорее всего, не вызовут протестов «только не в моём дворе». При этом больше людей станут реже ездить на личном автомобиле или вообще не будут даже их покупать. Эти меры не заменяют дорогих и требующих политической воли, вроде налога на пробки, обособления велодорожек или закупок нового подвижного состава. Но их может применять любой город, даже ограниченный в бюджете.

Какими бы интуитивными ни были эти решения, никто не торопится их применять. В новостях больше внимания уделяют электробусам, а не безопасным перекрёсткам. Но если ставить цель спасать жизни или спасать планету, нужно применять не то, что можно презентовать с помпой, а то, что реально поможет.

Оригинал


Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 353 489₽ из 592 300

Еще статьи на эту тему