Обвиняя жертву

28 октября 2019 г.

Когда мы говорим (и никогда не устанем повторять) о том, что обвинение жертв и поиск виновников ДТП влияет на восприятие аварий как чего-то обыденного, это не преувеличение. Таким образом освещая происходящее, СМИ сами влияют в том числе на то, что политики, чиновники, ГИБДД и проектировщики ничего не делают, чтобы обезопасить инфраструктуру — или даже, наоборот, ухудшают её. Собрали для вас несколько примеров.

Начнём со случая, в котором ГИБДД напрямую отказывается выполнять свои обязанности.

На одном из московских новостных порталов появилась просто каноничная заметка. Ни слова о том, что инфраструктура провоцирует водителей гонять с небезопасной скоростью, очередное возлагание вины на участника дорожного движения. Мем смешной, ситуация страшная: водитель сбил ребёнка на пешеходном переходе и скрылся. Но об этом всего пара строчек. Понятно, что о скрывшемся водителе может и не быть информации, но о ребёнке-то! Настолько безлико жертв ДТП редко когда описывают. Впрочем, вот, например, ситуация из Томска, тоже с подростком:

Серьёзно? Отсутствие контроля со стороны взрослых — причина ДТП с детьми? Ну и уже не станем говорить о том, что 15-летнюю девушку к социальной группе «дети» можно отнести с большой натяжкой. Но из этой заметки можно почерпнуть важную для понимания информацию — время ожидания зелёного сигнала для пешеходов завышено. Это провоцирует опасные ситуации, которые можно избежать, перенастроив светофор. Пассаж про световозвращающие элементы также не выдерживает никакой критики — подразумевается, что вместо того, чтобы власти занялись проблемой освещённости города, и особенно видимости пешеходов на наземных переходов в ночное время (это решается установкой более мощного освещения), жителям города предлагается помогать себе самим.

Иногда бывает интересно сравнить, как различные источники показывают одну и ту же аварию — и зачастую допускают одни и те же ошибки. Сравните сами — раз:

и два:

Кутузовский проспект — одна из самых опасных магистралей Москвы, на нем только за прошлый год убили 7 пешеходов и покалечили ещё 16. Перейти Кутузовский легально можно только по подземному переходу, но это затруднительно для многих жителей города. Причём в месте, где убили мужчину в этот раз, до этого уже были ДТП с пешеходами — но никаких изменений инфраструктуры не последовало.

Или вот:

Сбили 65-летнюю женщину. И это заголовок! Опять в тексте появилось «неположенное место», о причинах возникновения которого мы уже написали. Ин-фра-струк-ту-ра. Вот чего не хватает Димитровграду и множеству других, вторых и первых по величине городов во всех без исключения областях.

Место, где водитель наехал на женщину. Скриншот с гугл-карт

На иллюстрации выше видны все инфраструктурные проблемы: широченная дорога, переходящая в парковку, отсутствие тротуаров, дорожной разметки и фонаря на мачте освещения.

Описание аварий влияет на то, как мы их воспринимаем. И журналистам важно не обвинять жертв, а придерживаться определённых стандартов, чтобы правильно описывать аварии.

P.S. ВОЗ выпустила специальный гайд для СМИ по описанию аварий. Мы планируем адаптировать его для русского языка и впоследствии опубликовать.


Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить