Швеция возрождает ночные поезда

5 апреля 2019 г.

В погоне за снижением транспортных выбросов в атмосферу, Швеция планирует возродить основу путешествий XX века: ночные поезда.

В конце марта шведское правительство объявило, что собирается финансировать ночные поезда из Швеции в континентальную Европу. По заявлению коалиционного правительства Социал-демократов и зелёных, власти вложат 50 миллионов крон (около 350 миллионов рублей) в запуск ночных поездов в европейские города. Это часть плана по предоставлению шведам возможности путешествовать на дальние расстояния, меньше загрязняя окружающую среду.

Картинки по запросу sweden night trains

Это не только многообещающие новости для тех, кто ждёт снижения выбросов — это ещё и способ стимуляции европейских ночных поездов в целом: в последние годы они стали близки к вымиранию. В XX веке это был обычный способ проезда по Европе. Но на рубеже тысячелетий развитие авиакомпаний-лоукостеров сильно навредило этой отрасли, а высокоскоростные поезда сделали ночные поездки на многих маршрутах менее необходимыми.

В пресс-релизе замминистра финансов Швеции, представитель партии Зелёных Пер Болунд заявил:

«Мы занимаемся этим, чтобы справиться с изменениями климата, построить сильное общество и стать социальной страной, свободной от ископаемого топлива. Всё больше людей хотят иметь возможность ездить, заботясь о климате, как на отдых, так и по работе. Теперь мы, политики, должны посодействовать железным дорогам как очевидному альтернативному способу доехать до [остальной] Европы».

Средства будут выделены на исследование популярности тех или иных маршрутов, а также на поиск компаний, которые могли бы стать операторами перевозок. Это может означать, что в стороне остаётся национальный ж/д перевозчик Швеции SJ (Statens Järnvägar), у которого уже есть один международный маршрут Стокгольм — Нарвик (Норвегия), но правление которого недавно заявило, что подождёт ещё десятилетие, прежде чем запустит ночные поезда в континентальную Европу. Такая задержка связана с ожиданием постройки 18-километрового железнодорожного тоннеля между Данией и Германией (Fehmarnbeltquerung), который сократит время в пути из Копенгагена в Гамбург с 5 часов до 2.

Картинки по запросу sweden night trains

Несомненно, такая связка ускорит поездки, но, учитывая, что строительство не начнётся раньше 2020 года, ввод тоннеля в строй слишком далёк для шведских зелёных. Ещё неизвестно, изменит ли SJ своё мнение насчёт контракта на ночные перевозки, или же правительство выберет другого перевозчика, например, Snälltåget, который сейчас управляет вторым международным маршрутом из Мальмё в Берлин.

Хотя изменения в индустрии путешествий выдавили ночные поезда с рынка, очевидно, что на них всё ещё есть запрос. Когда немецкий Deutsche Bahn прекратил ночные перевозки в 2017 году, австрийский национальный перевозчик ÖBB взял на себя несколько ключевых маршрутов. Такой переход был успешен — число пассажиров выросло с 1,4 миллиона в 2017 до 1,6 миллионов в 2018 году. Также выросла и прибыль, и даже начались разговоры о расширении сети. В то же время, зарекомендовавшие себя поезда для отдыха, вроде Caledonian Sleeper из Лондона в разные уголки Шотландии, процветают.

Ночные поезда всё ещё популярны, потому что многим они действительно нравятся. Конечно, они едут дольше, чем летят самолёты, даже учитывая пересадки и проверки безопасности, но у них другие плюсы. Их расписание выстроено так, что они отправляются поздней ночью и прибывают до начала рабочего дня. Ночные поезда дают возможность поспать и расслабиться, а не бежать с утра в аэропорт. Кроме того, они могут быть весьма недорогими: например, билет в одну сторону на сидячее место в поезде Вена — Берлин стоит от 29 €, место в купе — от 49 €, а СВ с личным туалетом и душем — от 139 €. Если за счёт такой поездки можно сэкономить на ночи в отеле, то, как многие отмечают, это вполне неплохо.

Картинки по запросу sweden night trains

И хотя перспективы ночных поездов ещё несколько лет назад были туманны, шведский план подоспел как раз в то время, когда судьба всей отрасли может проясниться. Трудно сказать, как он сработает — ещё даже не объявлены маршруты. Самые очевидные кандидаты для ночных маршрутов из Швеции — Гамбург, Берлин, Франкфурт-на-Майне и Амстердам, хотя и чуть более отдалённые города вроде Брюсселя и даже Праги можно включить в этот список.

Даже успешные шведские ночные поезда, скорее всего, останутся узкоспециализированной альтернативой перелётам, а не угрожающим конкурентом. Но если больше людей будут пользоваться поездами — это положительно скажется на выбросах от международных перевозок. Сама концепция поездов, мчащихся в ночи, пока пассажиры спят, многим из нас кажется приветом из прошлого. Но, может быть, это и есть образ будущего.


Оригинал. Перевел Михаил Чижов. Поддержите редакцию:



Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить