В 2017 году в Ломоносовском районе Москвы появился независимый совет депутатов. Там у независимых депутатов 8 из 10 мест. Команде удалось выбрать своего главу, им стал Гордей Нефёдов.
Благодаря этому в Ломоносовском начали происходить кардинальные для муниципальной вселенной изменения. Депутатам удалось выявить необоснованные траты бюджета и, благодаря начатой реформе местной администрации, отказаться от них. Например, из-за отказа от постоянно стоящей под окнами машины и перезаключения договора с поставщиками услуг бюджет муниципального округа будет ежегодно экономить почти 700 тысяч рублей.
Сейчас совет продолжает работать над открытостью и прозрачностью деятельности органов местного самоуправления. Важной частью такой работы стал проект по информированию жителей об особенностях местных финансов: для публичных слушаний была подготовлена подробная информация о том, сколько в районе денег и на что они тратятся (информация на официальном сайте и неофициальный, но чуть более симпатичный вариант). Из этих материалов можно узнать, как мало полномочий город Москва передает органам местного самоуправления, и как криво устроен бюджет такого огромного города, как Москва.
В Ломоносовском округе живёт 88 тысяч человек, а общий объём бюджета — всего 23 млн рублей. «А где же те триллионы рублей, которые ежегодно тратит Москва?», — спросите вы и будете правы. Дело в том, что бюджетная система Москвы устроена таким образом, что миллиарды и миллионы рублей распределяются вовсе не на местном уровне. Поэтому Сергей Собянин может позволить выделять миллиарды на строительство хорд и ликвидацию троллейбусов, а муниципальные депутаты района отвечают только за несколько районных праздников, выпуск газеты и выдачу значков «Почётный гражданин».
Давайте еще раз разберемся на примере Ломоносовского района. Только 261 рубль в расчете на одного москвича из почти 258 000 рублей (двести пятьдесят восемь тысяч рублей) тратится на местном уровне. Что это значит? Что остальные деньги расходуются на уровне префектур и департаментов, а значит, горожане никак не могут на них влиять. Одно дело: написать в мессенджер своему муниципальному депутату, прийти на заседание в своем районе и предложить установить новую детскую площадку. Совсем другое — достучаться до чиновника, который считает, что без новой плитки не обойдётся ни один район Москвы. И ещё для сравнения. Примерный бюджет Ломоносовского района на год — 23 млн рублей. А начальная цена только одного тендера на благоустройство в ЮЗАО — 49 млн рублей.
Так на что же идут те крохи, которые составляют бюджет района? Больше половины — расходы на зарплату сотрудникам администрации и орг. расходы — что-то вроде бумаги для принтера и оплату коммунальных счетов. Еще районные праздники, газета и сайт. Вот в общем-то и всё.
«От жителей нередко приходится выслушивать критику в духе „Зачем вы вообще нужны, если вы ничего не контролируете и ничего не можете?“. На этот вопрос сложно ответить кратко. Все дело в специфике Москвы как города федерального значения. Почему у самоуправления в Москве и у органов местной власти в том же Подмосковье такая гигантская разница в полномочиях? Органы местного самоуправления в Москве точно так же могут самостоятельно проводить закупки на производство работ и осуществлять контроль за их выполнением. Но, к сожалению, это не нужно мэрии Москвы. Если бы те деньги, которые сейчас направляются в управы, чьё руководство назначают в мэрии, а не выбирают жители, направлялись в муниципальные округа, это позволило бы существенно увеличить эффективность бюджетных расходов», — говорит глава Ломосовского Гордей Нефёдов.
«Текущая ситуация, при которой местное самоуправление существует лишь номинально, а на самом деле всем рулит исполнительная власть, абсолютно ненормальна и требует перемен. Кстати, не стоит забывать о хитрости, которая была применена в 2013 году, когда прошла последняя реформа местного самоуправления в Москве», — говорит Нефедов. — «Тогда в подавляющем большинстве районов Москвы советы депутатов, состоявшие по-старинке из зависимых от власти бюджетников, дружно проголосовали за сокращение своих полномочий и передаче их функций управам районов. Эта история в очередной раз свидетельствует о важности местных выборов».
Казалось бы, куда уж нелогичнее. Депутаты, которые лучше всего знают, что происходит в их районе, отвечают за 0,001% всего финансирования. Но и с этими деньгами они могут делать не все, что посчитают необходимым. Первое и самое важное. Депутаты не могут направить деньги на благоустройство района в том виде в котором они хотят, например, на разработку проектов благоустройства в том виде и того качества, которое они считают необходимым. На это у них просто нет полномочий. Депутаты не могут напрямую распоряжаться налогами, собираемыми на территории муниципального округа. В бюджет муниципального округа Ломоносовский, который утверждают депутаты, возвращается 0,5% налогов, собранных на его территории.
Конечно, так быть не должно. Всё это противоречит принципам организации местного самоуправления и делает бюджет муниципального округа абсолютно бессмысленным. Но муниципальные депутаты не сдаются и умудряются даже в таких условиях реализовывать что-то важное для горожан. Например, удалось отойти от закатывания средств, согласование которых проходит через решение СД, в асфальт и использовать их на более важные и видимые для жителей района изменения, но и в этих ситуациях бывают удручающие отступления как показывает недавнее расследование по «голосованию» жителей на портале «Активный гражданин».
А теперь представьте, что вы муниципальный депутат, и пройдите тест. Там про премии, казенный самокат и личное авто с водителем. Инджой!