Про троллейбус

27 декабря 2012 г.




dr-corner


Я мало упоминаю троллейбус в своих постах. Если пролистать мой ЖЖ не сильно вчитываясь, может сложиться впечатление, что я активист-велосипедист, борющийся с автомобилями и лоббирующий трамвайный транспорт. Это не так. Я люблю автомобиль за его комфорт и свободу перемещения (когда нет пробок). Я мало перемещаюсь на велосипеде. И не могу сказать, что как-то особенно выделяю трамвай среди прочих видов общественного транспорта.

Я считаю, что в городе должны быть представлены все виды транспорта, увязанные в единую удобную горожанам систему. Построение такой системы с развитием публичных пространств города — это основная задача муниципальных властей и персонально мэра (в этом месте хочу передать отдельный привет Владимиру Лазаревичу Евланову).

Что такое современный троллейбус? И почему же я так мало говорю о троллейбусе или автобусе?

Все достаточно просто объясняется. В Краснодаре протяженность трамвайных путей 53,3 км. Из них 80% — полностью обособленные пути. Остальные 20% допускают возможность движения по ним автотранспорта, но во многих местах сквозной проезд по путям запрещен соответствующими знаками. Приведенные цифры не официальные — это мои собственные измерения. Если будет интерес — выложу собранную мной статистику по трамвайным маршрутам.
Что следует из такой степени обособления путей? Что трамвай — это наиболее независимый от пробок вид общественного транспорта. Поэтому, улучшение комфорта и регулярности движения трамвая, его предсказуемости, даст наибольший эффект в решении проблем транспортной доступности города. Значит, при меньших затратах мы можем получить бОльший эффект. Только поэтому я и делаю акцент в моих заметках на трамвай.

Троллейбус — это тоже очень перспективная транспортная система: он быстр, экологичен, не шумит, перевозит значительное количество пассажиров. Современный троллейбус еще и очень комфортен!

Недавно maxkatz в заметке «КС троллейбуса» очень хорошо написал про то, что такое современный троллейбус и почему в России троллейбусы такие медленные. Почитайте его пост. Я же ниже выделю только основные моменты применительно к Краснодару.

Троллейбус в Краснодаре самый медленный вид общественного транспорта. По комфорту он так же замыкает наш виртуальный рейтинг — летом в нем душегубка, зимой морозилка, круглогодичная давка и тряска на ухабах. Только не троллейбус во всем этом виноват, а муниципалитет. Скорость троллейбуса зависит не столько от престарелости подвижного состава, сколько от того, что стрелки и повороты контактной сети в наших городах на уровне начала прошлого века. Именно муниципалитет обязан инвестировать деньги не в строительство бесполезной многоуровневой развязки на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской (5,5 млрд.руб.!!!), а в модернизацию инфраструктуры общественного транспорта.

Вот, посмотрите на современный троллейбус в Цюрихе:
Фото из журнала maxkatz
А вот как он замечательно передвигается по городу: Видео из журнала maxkatz
Видим, что троллейбус очень маневренен, длинный (а значит способен перевезти большое количество пассажиров) и тихий.
А весь секрет в том, что стрелки, переводящие троллейбус на разные маршруты на пересечениях — радиоуправляемые, а не механические!
Как сейчас происходит движение на маршруте? Троллейбус должен проехать механическую стрелку со скоростью 5 км/час (!). Если нужно переключить стрелку, то при пересечении ее троллейбусом водитель должен надавить «педаль газа» — дать нагрузку. Вы наверняка слышали звук зуммера в кабине троллейбуса при пересечении стрелок — это своеобразная команда водителю на переключение стрелки. Так как водитель не имеет глаз на крыше троллейбуса, то он вынужден сбрасывать скорость заранее и терять время, а также замедлять поток автотранспорта.
Современные же стрелки переключаются по радио заблаговременно, поэтому троллейбус может их проходить на скорости 60 км/час. Есть разница, не правда ли? Причем есть системы как ручного переключения стрелок (водитель должен переключить по радио, если нужно), так и полностью автоматических систем.
И все эти современные элементы троллейбусной инфраструктуры — это не космические технологии, и не заоблачные инвестиции. Это совершенно простые, можно сказать примитивные системы. И, кстати, в России они уже работают. В Вологде. В журнале Макса Каца есть соответствующее видео, посмотрите, если интересно.

Ну, и немного картинок с троллейбусами Краснодара.
Самые современные троллейбусы вот такие: 432675 435657 Они, конечно, гораздо лучше того старья, которое в основном бегает по маршрутам города, но это не троллейбус из Цюриха, очевидно.

Подавляющее же большинство троллейбусов города вот такие: 514731
И, что самое печальное, они ничем не отличаются от троллейбусов, ходивших по Краснодару в 70-х годах прошлого века: 475855 Фото из семейного архива водителя троллейбуса Кашина В.Н. Автор неизвестен. На переднем плане молодой ещё Валерий Кашин. 1977 год.
Все фотографии, размещенные в этой заметке, если не указано иное, взяты с сайта «Городской электротранспорт». Если вам интересно посмотреть на фоторгафии троллейбусов и трамваев в разных странах и городах, почитать их технические характеристики, то загляните на этот сайт — не пожалеете.

В общем, троллейбус — это очень современный вид транспорта. Он экономически целесообразен, если его применяют вдумчиво. И он просто обязан быть в современном городе.
Вот такое мое мнение. Надеюсь, я вас убедил :) Осталось убедить мэрию :)))

[Оригинал в блоге автора]

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить