В ближайшие годы крупнейшие транспортные развязки Парижа превратятся в общественные пространства.
В прошлом году мэр Парижа Анн Идальго пообещала реконструировать семь площадей города, а в этом марте городской свет по итогам обсуждения представил детальные проекты, которые должны быть реализованы до конца 2020 года. Каждая из площадей станет полупешеходной — под общественные пространства в обязательном порядке отдадут их 50% территории. Это значит, что дороги будут сужены — их максимальная ширина не должна превышать 12 метров. Так что часть полос уберут совсем, а на других снизят скорость движения.
Самое интересное, что проделать все это предполагается не на каких-то второстепенных площадях, а в самом центре. Реконструкции подлежат ключевые транспортные развязки, на которых сходятся главные парижские авеню и бульвары. Вот три проекта.
Площадь Бастилии
Площадь, расположенная на месте одноимённой тюрьмы, представляет собой типичную круговую развязку, но после реконструкции схема движения машин по ней изменится. Посередине площади воздвигнута монументальная колонна — выглядит торжественно, но подойти к ней невозможно. Авторы проекта собираются это исправить - после реконструкции памятник станет частью пешеходной зоны, а движение машин из кругового станет дугообразным (см. план). Красным на плане обозначены места расположения уличной мебели, а зелёным - места высадки деревьев на прилегающих к площади авеню.
Площадь Нации
На всех реконструируемых площадях авторы проекта предлагают выдвинуть пешеходные зоны за границы нынешних тротуаров и засадить их зеленью. Эта задумка уже отчасти реализована на Площади Наций, которая выглядит куда симпатичней и приятней, чем практически идентичная ей Площадь Шарля де Голля. Круговая развязка здесь по всему периметру обсажена деревьями, которые снижают шум, делая приятней жизнь пешеходов и обитателей соседний зданий. Однако хорошего много не бывает. После реконструкции центральная пешеходная зона станет шире и ещё более зеленой, а на проезжей части установят «лежачих полицейских», чтобы снизить скорость машин. Розовым цветом на плане показана зона, будет может использоваться для поведения массовых публичных мероприятий, так что у площади появится новая привлекательна для людей функция.
Площадь Мадлен
Центральнее место на площади занимает церковь Святой Магдалены (в прошлом здание успело побывать залом славы наполеоновской армии и чуть было не превратилось в вокзал). Однако вокруг всегда полно машин, так что любоваться на этот прекрасный образчик архитектуры неоклассицизма пока удобней из окошка туристического автобуса. После редизайна все станет иначе — уютней и интересней. Пешеходная зона расширится, появятся новые деревья, но этим дело не ограничится: проектировщики хотят организовать на площади уличный рынок (такие рынки уже работают на некоторых других, пусть и не таких знаковых площадях Парижа). Торговые проводольственные ряды будут раз в неделю появляться вдоль уже имеющейся аллеи, а на противоположной стороне здания заработает цветочный рынок.
После осуществлена всех этих планов Париж станет ещё более привлекательным городом, а заодно исправит нечаянные ошибки прошлого. Своим нынешним обликом Париж обязан барон Оссману — широкие авеню и огромные проектировали в XIX веке с таким расчётом, чтобы воспрепятствовать строительству баррикад (прежние узкие улочки подходили для революционных нужд гораздо лучше). В ХХ столетии щедро организованное пространство улиц, недоступных для бунтовщиков, стало лёгкой добычей автомобилей, которые плодились до тех пор, пока город не погряз в пробках. В последние годы власти города стараются снизить число машин, чтобы разгрузить улицы и улучшить качество воздуха. Проект редизайна семи центральных площадей и другие инициативы (ограничение дизельных машин, создание пляжей на набережных и т.д.) предлагают парижанам и гостям города совершенно новый взгляд на город - теперь здесь главные люди, а не машины.