Московский трамвай: ничего или ничего

13 ноября 2018 г.

Преамбула

Процесс строительства трамвайной линии состоит из множества этапов. Предварительное согласование и одобрение линии, подготовка градостроительной документации, вынос на публичные слушания и прохождение их, конкурс на проектирование, проектирование, согласование с балансодержателями коммуникаций, экспертиза, внесение в АИП, конкурс на строительство и наконец строительство. Все эти этапы контролирует стройкомплекс.

На каждом из этих этапов проект может «случайно» встретить «непреодолимое» препятствие или просто зависнуть на много лет. Сама по себе отдельная неприятность с отдельным проектом ничего не значит. Допустим, пришёл на конкурс какой-то стрёмный проектировщик из-за небрежно написанной конкурсной документации, три года проектировал, ничего не спроектировал, обанкротился, ещё два года вы с ним судитесь. Или вдруг какая-то совершенно непереносимая коммуникация найдётся. Или на публичные слушания придут необычайно слаженной группой местные жители. Или пока думали о трамвае за 10 миллиардов, в его коридоре уже строят метро за 50. Или префект округа внезапно против проекта мэрии настолько, что прям хоть увольняй его, а он не согласится! Или просто у нас лапки, и несколько лет проект просто лежит, а потом ой, он уже устарел, надо делать новый, а кто же нам повторно даст денег. Все совпадения с реальными проектами случайны :)

Проблема в том, что буквально с каждым трамвайным проектом, который «пытается» реализовать стройкомплекс, что-то такое случается. Единственное объяснение этому — стройкомплекс совершенно сознательно занимается саботажем, срывая или безумно затягивая любой проект.

Moscow — Construction of a tram line to Belorussky railway teminalФото http://transphoto.ru

Единственная трамвайная линия, построенная за последние 35 лет, продление с Лесной на Тверскую Заставу, была построена силами комплекса ЖКХиБ менее чем за год. От стройкомплекса там зависел только один этап — выдача ГПЗУ — и, несмотря на яростное сопротивление, не выполнить прямое указание Собянина на выдачу ГПЗУ они не смогли, хотя и пытались.

Строительство

Давайте вернёмся в 2006 год. Осень, середина второго срока Путина, доллар меньше 27 рублей, а мэр Москвы Юрий Лужков подписывает Распоряжение № 2188-РП «О реализации комплекса организационных мероприятий для подготовки обеспечения создания и развития пассажирской Транспортной системы скоростного трамвая в городе Москве». Наверно, это первое упоминание скоростного трамвая в московских официальных документах. Спустя где-то полгода для реализации этого распоряжения было создано ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая» (далее — ГТССТ).

Похожее изображение

На своём сайте ГТССТ обнародовали и планы строительства скоростного трамвая в Москве, и даже привели полное описание того, какими должны быть станции, вагоны и как должна проходить оплата проезда. Для повышения скорости трамвая уже тогда предлагалось отказаться от турникетов в салоне и переместить их на станции. Так куда же должен был прийти трамвай? В первую очередь планировалось пустить трамвай из Перово в Ивановское. Впоследствии сеть скоростных трамвайных маршрутов должна была охватить всю Москву, включая такие линии как метро «Университет» — метро «Сокол» — метро «Бабушкинская», линия через Гольяново и Ивановское в Новогиреево и даже трамвай через Химки в Куркино.

Что произошло с этими предложениями? В 2009 году было объявлено, что первую линию трамвая, в Ивановское, построят в 2011 году. Однако для реализации этого проекта ничего не было сделано. В октябре 2010 года мэром Москвы стал Сергей Собянин. Почти сразу же он заявил, что развитие трамвая должно стать приоритетным для Москвы. Что-то изменилось?


графика: Иван Скрипалев // МК. фиолетовым показаны перспективные линии скоростного трамвая


5 апреля 2011 года Собянин подписал распоряжение №250-РП, из которого мы узнали о новых планах строительства линий скоростного трамвая в Москве. Тогда было определено 5 линий первой очереди:

- линия в пос. Северный, с продлением по хорде Лианозово — Алтуфьево — Медведково;
- строительство линий в Гольяново и Ивановское;
- строительство линий в Бирюлёво Восточное и Западное;
- объединение трамвайных сетей благодаря строительству линии по ул. Академика Королёва.

Тогда эти проекты были проекты как шаг к развитию транспортной системы города, буквально — шаг в будущее. Была надежда, что теперь возьмутся и за начатое ранее, и добавят к этому новые проекты. Кто бы мог подумать, что спустя какое-то время каждое предложение просто уберут в стол. Давайте проследим их историю развития.

Для начала — важное лирическое отступление. По информации «Ведомостей», перед назначением Максима Ликсутова главой московского Дептранса связанные с ним структуры приобрели ГТССТ и ОАО «Московские монорельсовые дороги», о деятельности которого понятно из названия. Подразумевалось, что именно ГТССТ возьмётся за новые линии скоростного трамвая, хотя в ведомстве Ликсутова это отрицали.

Спустя полтора года после публикации планов о строительстве новых линий Депстрой объявил, что к 2014 году будет запущена линия в посёлок Северный. Тогда были названы и возможные остановки, и причина, почему там построят именно линию скоростного трамвая — метро туда проводить не планировалось.

В 2017 году тот же Депстрой пообещал жителям севера столицы уже не только трамвай, но и метро. По проекту, в Лианозово к 2020 году появится станция метро и ТПУ, куда будет приходить скоростной трамвай. По состоянию на 2018 год в посёлок Северный провели полуэкспрессный маршрут автобуса №909, трассировка которого повторяет планировавшуюся изначально трассировку скоростного трамвая.


источник: сайт Депстроя

Обещанный трамвай в нескольких районах на востоке Москвы ждут дольше, чем где бы то ни было. Однако никакие проекты и предложения не приводят к видимым результатам. В 2013 году было объявлено о начале поиска участка под строительство скоростного трамвая, но всего спустя год власти буквально признали, что не знают, как оборудовать линию в Гольяново так, чтобы не затронуть парк «Лосиный остров». С тех пор ничего не изменилось.

С линией в Ивановское (и возможным дальнейшим продлением в Балашиху) случилось буквально следующее: вместо неё на шоссе Энтузиастов затеяли реконструкцию ради автомобилей. И уже 10 лет там обещают, что вот-вот скоро начнут что-то делать, но воз и ныне там. В 2011 году сообщалось, что через 3 года его запустят. В 2014 ничего не произошло. Последние сообщения датируются 2016 годом: но теперь сказали, что через 3 года линию только начнут строить! Сейчас заканчивается 2018 год, ждём, насколько им удастся начать в следующем году.

Ещё 2 района, которые ждут не дождутся трамвая — два Бирюлёва, Восточное и Западное. Проект строительства был утверждён ещё в 2014 году, как утверждает сайт мэрии, он даже учёл результаты замечания жителей Бирюлёва Западного. Была ли начата стройка? Нет. Пообсуждали-пообсуждали, да и отложили на 2 года. В 2016 году власти заявили, что уже в 2018 году линия будет открыта. Но и тут ничего не произошло — в конце прошлого года Депстрой перенёссроки открытия на 2020 год, а заодно и побаловал нас схемой будущего расположения линии.

Источник: сайт Депстроя

Ещё один масштабный проект, о котором говорят с 2011 года — замена монорельса трамваем. О монорельсе ещё в 2013 году мы беседовали с Вуканом Вучиком, а какие-то конкретные планы начали появляться в 2015 году, когда, по сообщению портала tr.ru, «на портале госзакупок было размещено объявление о конкурсе по разработке проекта развития Московской монорельсовой транспортной системы, которым, по сути, предусматривалась её ликвидация». Конкурс состоялся, но о разработанных предпроектных решениях широкая публика так и не узнала. А в 2017 году обсуждение началось снова. С тех пор раз в 3 месяца стабильно вбрасываются новости, что власти продумывают замену монорельса трамваем, но, как вы уже, наверно, догадались, окончательного решения ещё не принято.

Это далеко не все планы строительства новых линий. Были и другие идеи и обещания таких нужных трамвайных линий: связка между Комсомольской площадью и метро «Чистые пруды» по проспекту Сахарова и Мясницкой, линия по Ярославскому шоссе, заезд к станции МЦК «Измайлово», строительство линии по Ленинскому проспекту (помните, ещё мы предлагали в 2012 году?). Все эти проекты также находятся на стадии «заглохли».



Восстановление

Но линии не только не строили. Помимо проектов и планов строительства, власти несколько раз озвучивали планы по восстановлению старых линий — где-то зарытых в асфальт, где-то полностью снятых. Так они хотели показать, что хотят исправить ошибки прошлого. Результат получился идентичный.

Взять, например, Ленинградский проспект. Перед масштабной реконструкцией там были сняты трамвайные рельсы, сначала, в конце 2004 года, ради развязки с Третьим кольцом, а затем — чтобы было место для 19-полосной (в некоторых местах) магистрали. Оставим вне данного текста необходимость в ней. Главное — закрытие линии на Ленинградке было временным, как следует из ответа Дептранса на запрос Максима Каца в 2012 году. Однако этому временному закрытию скоро исполнится 14 лет — впрочем, нет ничего более постоянного, чем временное. Невероятно, но небольшая часть из обещаний, указанных в том ответе, уже готова — разворотное кольцо у Белорусского вокзала (пусть и не в начале Лесной улицы, но всё же).


ответ Дептранса на запрос Максима Каца

Ещё один яркий пример, как власти «забили» на восстановление линий — это улицы Трифоновская, Гиляровского, а также проспект Мира. Про эти улицы чаще говорили в СМИ, но было и много обращений недовольных жителей — мол, автобусы полупустые, а для машин места не останется. Возможно, это и стало причиной медленного развития проекта восстановления, но, опять же — это не оправдание.

Помимо этого, были подготовлены проекты восстановления линий на Школьной и Госпитальной улицах. Они даже должны были быть готовы в 2016 году! Но закончился 2016 год, в 2017 году глава Дептранса Максим Ликсутов заявил, что проекты по Госпитальной готовы, а по Трифоновской и Гиляровского «скоро будут», однако по состоянию на 2018 ничего не произошло.


Бонус: междугородний трамвай

Была и ещё одна идея от московских и подмосковных властей — соединить московскую северо-западную трамвайную сеть и ТЦ «Мега-Химки». Изначально она должна была открыться в 2017 году. Ничего не произошло, только в 2015 году публике показали футуристичный подвесной монорельс. А в 2018 этим же подвесным монорельсом проиллюстрировали новость, в которой опять фигурирует скоростной трамвай. Но что бы там ни планировалось — монорельс или трамвай — пока это всего лишь планы.

Итог

Из всех этих проектов близки к завершению вот сколько: ни одного. Все они либо отменены на какой-то стадии, либо находятся в процессе отмены, либо затянуты настолько, что первый трамвай по этим линиям поедет не ранее чем через 10 лет. Конечно, если в городе не изменится подход к строительству трамвая.



Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить