Немного электробусной аналитики

27 сентября 2018 г.

Те, кто следит за внедрением самого инновационного транспорта на 73-м маршруте, возможно в курсе про наблюдения Горпроектов за его работой. По ссылке вы можете почитать подробнее о том, насколько он сырой и непригодный к массовым перевозкам. Горпроекты реально молодцы — организовали ежедневное тотальное наблюдение за электробусами, и у них есть подробные данные о том, кто когда куда ехал и где сломался. Увы, пока из-за иссякания финансирования исследования пришлось приостановить, но это, надеюсь, временно.

Я же решил на основе накопленных данных провести некоторую аналитику. «Мосгортранс» в своём твиттере периодически браво рапортует о повышении сборов урожая количества электробусов на линии (надо сказать, твиттер этот столь ржачен и абсурден, что вообще не верится, что его крупная государственная организация ведёт, а не какой-то юный хипстер). На прошлой неделе их, по отзывам специалистов, ездило уже 8. Но как узнать сколько их на самом деле на линии?


В общем, запустил старую добрую дельфю, загнал туда все горпроектовские цифирки из экселя, посчитал, и нарисовал вот такие графики. Жёлтое — это сколько их выползло всего из парка, а красное — сколько реально в данную минуту находилось в движении.

2018-09-23_16-15-59


Параллельно посчитал среднее количество машин на линии, их процент от общего числа машин, а также сколько времени их было 6, 5, 4, а сколько — вообще ни одной.
2018-09-23_16-33-11



2018-09-23_16-42-08

2018-09-23_16-42-43


2018-09-23_16-39-52

2018-09-23_16-40-43


К чему же всё это?

Ну таблички справа — как ответ «Мосгортрансу». Из них мы видим, что ситуация когда одновременно 6 электробусов катаются, крайне редка. А уж 7 было всего один раз за 8 дней всего 3 минуты. 8 не было ни разу :) В среднем — 2 или 3 электробуса из заявленных 8.

А вот коэффициент снизу — он очень важен. Сколько из всех имеющихся на маршруте транспортных средств в данный момент едет с пассажирами, т.е. выполняет своё прямое предназначение.

Скажем, у нормальных автобусов и троллейбусов этот параметр равен 0,85-0,9. Т.е. 85-90% ездит, а 10-15% стоит на конечной на межрейсовом отстое. На самом деле это ещё очень зависит от длины маршрута — у длинных доля отстойного времени будет меньше, а у коротких — больше. Но вот 73-й — как раз средний по длине. Суммарный выпуск на нём — 28 троллейбусов, а в среднем на конечной находится 3-4 из них. Т.е. на линии одновременно 24-25.

При неэффективной работе маршрута этот параметр может снизится до 0,8 или вообще 0,75. Т.е. если четверть выпуска стоит на конечной, и она переполнена — это очень много.
Но у электробусов всё совсем плохо — от 0,5 до 0,6. Выходит, чтобы 73-му маршруту обеспечить тот же интервал, и в движении находилось 25 машин, нужно чтобы всего их было 45-50. Даже если возьмём по оптимуму, и их будет 45, то это значит, что одновременно 20 электробусов должно будет заряжаться на конечных. Это, значит, нужно и сами отстойные площадки как-то расширить (на многих конечных столько физически туда не влезет), и зарядок поставить. А это, как мы помним, пока только один маршрут! А ведь будут и другие — тот же 80-й, которому тоже надо будет кушать. А как быть в случае конечных с большим количеством маршрутов?


2018-09-23_16-41-31


И что тут сказать. Кац в своём исследовании скурпулёзно фиксирует все случаи поломок на линии. Дело полезное и нужное. А для этой аналитики факты поломок даже и не так важны. Потому что рано или поздно электробусы доладят до того, чтобы они не ломались постоянно на линии. Это реально.

А вот повысить этот коэффициент — нет.

Специфика технологии не даст этого сделать. Тратить время на зарядку — но всяко придётся. Скорость зарядки не увеличишь из-за физики. И количество зарядных станций существенно быстро не нарастишь — для этого нужны мощности, которых просто нет. И в любом случае - малейший сбой на линии, электробусы приходят гуськом на конечную, и тут всем кормушек опять не хватает.

И это сейчас тёплая сухая осень. А что будет в дожди? А что будет зимой? Там этот коэффициент по-любому упадёт.



Хотя интересно эту модельку будет погонять на больших объёмах данных. Когда этих этоэлектробусов будет уже не 6-8, а, несколько десятков, когда большая их часть с завода придёт.

Также, если кто не в курсе, напомню что с электробусами не так, что правильно делать, и ещё один пост Каца о том, почему эта тема важна.



В защиту троллейбуса
Текущий проект

На нашем сайте "В защиту троллейбусов" мы отвечаем на все самые часто задаваемые вопросы по поводу троллейбусов. Рассказываем, чем троллейбус лучше автобуса. Показываем, что такое хороший современный троллейбус. Также вы можете узнать про историю московского троллейбуса, про подземный скоростной троллейбус в Бостоне и про двухэтажные троллейбусы в Москве; какая троллейбусная сеть самая длинная, а какая самая старая, и многое другое.

Сбор средств на текущую деятельность
дек.
Собрано 55 298₽ из 120 000

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить