Разбор происшествия на Шмитовском проезде

9 ноября 2019 г.

Вечером 5 ноября на пересечении Шмитовского проезда и 2-ой Звенигородской улицы водитель автомобиля наехал на двух школьников, 9 и 11 лет. Хотя по первым сообщениям СМИ, ребята переходили улицу «в неположенном месте», чуть позже выяснилось, что все-таки дело было на нерегулируемом пешеходном переходе (ох уж эта страсть поскорее обвинить жертву). К счастью, ребята живы и почти здоровы.

Есть еще два важных обстоятельства, о которых в репортажах не сообщают: на этом перекрёстке стоит школа №2030, а недавно на Шмитовском проезде прошло «благоустройство».

Давайте посмотрим, что представляет из себя Шмитовский проезд. По нормативам, это магистральная улица местного значения. На практике — живая районная улица с большим пешеходным трафиком. Вдоль Шмитовского проходят несколько троллейбусных и автобусных маршрутов, стоят жилые дома с магазинами и кафе на первых этажах, помимо школы здесь есть поликлиника, детская библиотека, Морозовская больница. Шмитовский проезд пересекает новый парк «Красногвардейские пруды». После гибели пешехода в 2016 году, на этом перекрёстке проходило исследование «Городских проектов», по итогам которого в департамент транспорта были направлены предложения по редизайну.

Пересечение Шмитовского со 2-ой Звенигородской улицей — еще одно проблемное место. С 2015 года, не считая истории с мальчиками, здесь произошло четыре ДТП, включая два с пешеходами. Оба — по вине водителей, не пропустивших людей на пешеходном переходе. Проблемы этого места хорошо известны местным жителям. Когда мой сын начал самостоятельно ходить в школу, я первым делом взяла с него клятву, что этим переходом он пользоваться не будет. Благо на двух соседних перекрёстках есть светофоры. Судя по опросу, которой я устроила в районной группе в Фейсбуке, часть местных жителей тоже старается лишний раз там не ходить. «Машины едут сплошным потоком, и мне всегда страшно переходить через этот переход. Сто раз было, когда ты половину дороги перешел, потому что машины тебя пропустили, а встречка продолжает ехать и приходится стоять прямо на проезжей части в ожидании, когда они остановятся», — пишет Лена Апрельская, чей ребёнок учится в школе №2030. «Тот переход, где вчера сбили ребят, плохо освещенный, там переходить очень страшно, а в такую погоду и водителям ничего не видно», — считает Марина Шапошникова, еще одна местная жительница.

Тот же опрос выявил интересный момент. Люди активно обсуждают, нужен ли в этом месте светофор или нет, но не замечают, что отсутствие светофора — не единственная и, возможно, не самая главная проблема перекрестка.

Формально на подъезде к школе №2030 установлена скорость 40 км/ч, но знак ограничения скорости почти не различим из-за нагромождения табличек и рекламных щитов. Хуже того: улица в этом месте идёт под уклон, а ее ширина больше нормативов. По ГОСТу ширина автомобильных полос — 3,2 м для обычной и 3,75 м для общественного транспорта. Итого в нашем случае должно получиться 13,9 м. На улицах, где делали благоустройство по программе «Моя улица» полосы делают ещё уже: 3 и 3,5 метра соответственно, итого 13 м. Ширина Шмитовского там, где пешеходный переход, — 14,44 метра, а выше по улице доходит до 17,82 м. Это создаёт серьезные риски.

Светофор диктует правила. Кто нарушает — тот и виноват. Но с точки зрения программы «Ноль смертей», нужно не карать за нарушения, а предотвращать их. Дизайн улицы нужно продумать так, чтобы нарушать было просто некомфортно, а соблюдение правил стало делом совершенно естественным. Чем шире полосы, тем выше искушение вдавить педаль в пол. Особенно в комплекте с горочкой. Люди могут не отдавать себе в этом отчета — они просто едут с комфортной для них скоростью, которая выше установленных ограничений. А чем выше скорость, тем ӯже угол обзора и длиннее тормозной путь. Если на проезжей части происходит что-то неожиданное, велик риск, что водитель не успеет на это вовремя среагировать и затормозить. Хотя пара мальчишек на переходе возле школы едва ли может считаться неожиданностью.

Этой осенью на Шмитовском проезде провели «благоустройство». Это был хороший шанс убрать излишнюю ширину проезжей части и сделать перекрёсток безопаснее. Для этого надо было провести исследование и решить, что именно там необходимо — светофор, дополнительная подсветка, островок безопасности или что-то еще. У местных жителей полно претензий к этому переходу, но их опытом никто не поинтересовался. На улице просто дежурно заменили асфальт и поставили новые, более широкие бордюры. Шанс сделать улицу безопаснее был упущен. Символично и страшно, что ДТП с участием двух школьников произошло через две недели после того, как «обновление» было закончено.


Анастасия Ромашкевич, муниципальный депутат Пресненского района.


Штаб поддержки муниципальных депутатов
Текущий проект

В Москве и Санкт-Петербурге 350 активных депутатов, которые хотят улучшать свои города. Мы помогли им избраться. Для них мы проводим лекции, отвечаем на юридические и специализированные вопросы, делаем инструкции и методички, разрабатываем и освещаем проекты преобразований районов.

Для усиления и систематизации этой работы мы открываем штаб поддержки, который будет помогать депутатам с продвижением полезных инициатив и рассказывать о работе депутатов. Помимо разработки и продвижения проектов для отдельных районов, мы будем освещать их работы — поверьте, там есть что рассказать.

Еще статьи на эту тему