Разбор происшествия на Шмитовском проезде

9 ноября 2019 г.

Вечером 5 ноября на пересечении Шмитовского проезда и 2-ой Звенигородской улицы водитель автомобиля наехал на двух школьников, 9 и 11 лет. Хотя по первым сообщениям СМИ, ребята переходили улицу «в неположенном месте», чуть позже выяснилось, что все-таки дело было на нерегулируемом пешеходном переходе (ох уж эта страсть поскорее обвинить жертву). К счастью, ребята живы и почти здоровы.

Есть еще два важных обстоятельства, о которых в репортажах не сообщают: на этом перекрёстке стоит школа №2030, а недавно на Шмитовском проезде прошло «благоустройство».

Давайте посмотрим, что представляет из себя Шмитовский проезд. По нормативам, это магистральная улица местного значения. На практике — живая районная улица с большим пешеходным трафиком. Вдоль Шмитовского проходят несколько троллейбусных и автобусных маршрутов, стоят жилые дома с магазинами и кафе на первых этажах, помимо школы здесь есть поликлиника, детская библиотека, Морозовская больница. Шмитовский проезд пересекает новый парк «Красногвардейские пруды». После гибели пешехода в 2016 году, на этом перекрёстке проходило исследование «Городских проектов», по итогам которого в департамент транспорта были направлены предложения по редизайну.

Пересечение Шмитовского со 2-ой Звенигородской улицей — еще одно проблемное место. С 2015 года, не считая истории с мальчиками, здесь произошло четыре ДТП, включая два с пешеходами. Оба — по вине водителей, не пропустивших людей на пешеходном переходе. Проблемы этого места хорошо известны местным жителям. Когда мой сын начал самостоятельно ходить в школу, я первым делом взяла с него клятву, что этим переходом он пользоваться не будет. Благо на двух соседних перекрёстках есть светофоры. Судя по опросу, которой я устроила в районной группе в Фейсбуке, часть местных жителей тоже старается лишний раз там не ходить. «Машины едут сплошным потоком, и мне всегда страшно переходить через этот переход. Сто раз было, когда ты половину дороги перешел, потому что машины тебя пропустили, а встречка продолжает ехать и приходится стоять прямо на проезжей части в ожидании, когда они остановятся», — пишет Лена Апрельская, чей ребёнок учится в школе №2030. «Тот переход, где вчера сбили ребят, плохо освещенный, там переходить очень страшно, а в такую погоду и водителям ничего не видно», — считает Марина Шапошникова, еще одна местная жительница.

Тот же опрос выявил интересный момент. Люди активно обсуждают, нужен ли в этом месте светофор или нет, но не замечают, что отсутствие светофора — не единственная и, возможно, не самая главная проблема перекрестка.

Формально на подъезде к школе №2030 установлена скорость 40 км/ч, но знак ограничения скорости почти не различим из-за нагромождения табличек и рекламных щитов. Хуже того: улица в этом месте идёт под уклон, а ее ширина больше нормативов. По ГОСТу ширина автомобильных полос — 3,2 м для обычной и 3,75 м для общественного транспорта. Итого в нашем случае должно получиться 13,9 м. На улицах, где делали благоустройство по программе «Моя улица» полосы делают ещё уже: 3 и 3,5 метра соответственно, итого 13 м. Ширина Шмитовского там, где пешеходный переход, — 14,44 метра, а выше по улице доходит до 17,82 м. Это создаёт серьезные риски.

Светофор диктует правила. Кто нарушает — тот и виноват. Но с точки зрения программы «Ноль смертей», нужно не карать за нарушения, а предотвращать их. Дизайн улицы нужно продумать так, чтобы нарушать было просто некомфортно, а соблюдение правил стало делом совершенно естественным. Чем шире полосы, тем выше искушение вдавить педаль в пол. Особенно в комплекте с горочкой. Люди могут не отдавать себе в этом отчета — они просто едут с комфортной для них скоростью, которая выше установленных ограничений. А чем выше скорость, тем ӯже угол обзора и длиннее тормозной путь. Если на проезжей части происходит что-то неожиданное, велик риск, что водитель не успеет на это вовремя среагировать и затормозить. Хотя пара мальчишек на переходе возле школы едва ли может считаться неожиданностью.

Этой осенью на Шмитовском проезде провели «благоустройство». Это был хороший шанс убрать излишнюю ширину проезжей части и сделать перекрёсток безопаснее. Для этого надо было провести исследование и решить, что именно там необходимо — светофор, дополнительная подсветка, островок безопасности или что-то еще. У местных жителей полно претензий к этому переходу, но их опытом никто не поинтересовался. На улице просто дежурно заменили асфальт и поставили новые, более широкие бордюры. Шанс сделать улицу безопаснее был упущен. Символично и страшно, что ДТП с участием двух школьников произошло через две недели после того, как «обновление» было закончено.


Анастасия Ромашкевич, муниципальный депутат Пресненского района.


Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить