Опубликованное в понедельник исследование Mobility Futures показало: различный экологически устойчивый транспорт в течение 10 лет станет основой транспортных систем крупных городов. Количество поездок на личных автомобилях снизится в среднем на 10% к 2030 году и составит менее половины от всех поездок в городах, в то время как популярность общественного транспорта, велосипедов и ходьбы пешком возрастёт.
Рольф Каллен, директор отдела мобильности консультационной фирмы Kantar, которая и провела это исследование, использовав данные из 31 города, считает, что «задача каждого мэра, каждого города — что-то сделать. Власти городов начинают понимать, что города не строятся вокруг какого-то вида транспорта — они должны строиться вокруг людей».
Уже сейчас более половины населения Земли живёт в городах, и ожидается, что эта цифра вырастет до 70% к 2050 году. Это создаст дополнительную потребность в и без того дефицитном пространстве в городах.
Во многих городах, где стремятся побороть пробки и сделать воздух чище, стараются ограничить поездки на личных автомобилях. Сейчас в крупных городах они составляют более половины всех поездок в городах, но это число к 2030 году снизится до 46%. Об этом свидетельствуют данные опроса более 200 тысяч жителей различных крупных городов от Нью-Йорка до Найроби. Этот же опрос показал, что на общественном транспорте, велосипеде и пешком будет совершаться 49% поездок в городах — произойдёт переход к устойчивым видам транспорта.
В основном такие изменения произойдут благодаря развитию различных видов проката и шеринга, а также созданию новых «общих улиц» в городах, заявляют исследователи. Кроме этого, среди молодых людей популярны отличные от автомобилей способы перемещения.
40% опрошенных жителей крупных городов отметили, что воспользовались бы новыми, ещё не придуманными видами транспорта. Поэтому городам нужно инвестировать в новые технологии, чтобы поспособствовать переходу на более «зелёный» транспорт. Йоанн Ле Пети, член экологической организации «Транспорт и окружающая среда», соглашается, что растущая обеспокоенность загрязнением воздуха и длиной пробок помогает продвигать изменения.
Согласно другому рейтингу Kantar, Москва — город с очень высоким уровнем мобильности. Но есть и ложка дегтя: эта мобильность неэкологична, и мы занимаем по этому параметру одно из последних мест среди крупных городов (а среди 10 с лучшей мобильностью — последнее). В первую очередь изменения коснутся именно таких городов, как Москва. Этому поспособствует и старение населения, и развитие мультимодальности. Чтобы ещё больше не отстать в развитии от других городов, Москве тем более нужно исправлять ошибки прошлого (и перестать их совершать).