Как сохранить психологическое здоровье детей при коронавирусе

5 апреля 2020 г.

Перевод статьи Protecting the psychological health of children through effective communication about COVID-19, опубликованной в The Lancet 31 марта 2020 года. Источник.

Весь мир сосредоточил внимание на мерах по снижению распространения и экономическом эффекте пандемии COVID-19. Обстановка быстро меняется, и все разговоры в СМИ и обществе посвящены только вспышке болезни. В такой ситуации на детей обрушивается огромное количество информации, передается стресс и тревога окружающих их взрослых. При всем этом сильно меняется распорядок дня и социальная среда детей, которая обычно помогает преодолевать сложные ситуации 1. Родители в попытке защитить детей от переживаний могут избегать сложных разговоров о чувствах и событиях. Однако исследования показывают, что даже дети в возрасте до 2 лет осознают происходящие вокруг них изменения 2. Сознательность у детей развивается на протяжении всего детства и юности. Поэтому, когда взрослые разговаривают с детьми, предоставленная детям информация должна учитывать возраст ребенка и уровень его понимания. Чуткие и полезные разговоры об опасных для жизни болезнях имеют большое значение для долгосрочного психологического благополучия детей и их семей 2.

Детям нужна честная информация об изменениях в их семье; когда ее нет, дети сами пытаются разобраться в ситуации 3. Учет стадии развития ребенка имеет решающее значение для эффективного общения, в котором ни недооценивается, ни переоценивается понимание ребенка 4. Общение с детьми помладше не должно опираться только на упрощение речи или понятий, но и на понимание детьми болезни, ее причины и последствий. В возрасте примерно 4–7 лет на сознание существенно влияет магическое мышление — ребенок верит, что мысли, желания или отдельные действия могут быть причиной внешних событий: например, что болезнь может быть вызвана какой-то мыслью или поведением. Магическое мышление возникает примерно в то же время, когда у детей развивается сознательность, но они всё ещё плохо понимают, как распространяется болезнь. Взрослые должны быть бдительны, чтобы дети необоснованно не обвиняли себя или не чувствовали, что болезнь является наказанием за их плохое поведение 5. Поэтому очень важно прислушиваться к тому, что дети думают о передаче COVID-19. Если дать детям точное объяснение, которое имеет для них смысл, то они гарантированно не будут чувствовать себя неоправданно напуганными или виноватыми.

Неопределенность в воздействии COVID-19 сильно беспокоит всех на фоне дополнительного психологического эффекта от карантина. 6 Беспокойство взрослых о последствиях COVID-19 может поставить под угрозу их способность чутко распознавать и реагировать на сигналы детей или их переживания. 7 Дети сильно связаны с эмоциональным состояниям взрослых; необъяснимое и непредсказуемое поведение дети воспринимают как угрозу, которая в дальнейшем приводит к тревожности. Даже дети младше 2 лет заметят отсутствие постоянных опекунов (например, бабушки и дедушки) и будут раздосадованы и расстроены, ожидая их возвращения. И наоборот, тревожность детей и подростков может проявляться и в вызывающем поведении, таком как капризы или споры, а не в обычных слезливых, печальных и тревожных реакциях.

Хоть взрослые и хотят знать, как чувствуют себя дети, часто они сами не подают пример и не делятся своими чувствами, и в разговорах с детьми делятся только сухими фактами о болезни. 2 Исследования показали, что иногда родители специально используют технические формулировки, чтобы попытаться снизить переживания своих детей. 8 Отсутствие эмоционально-ориентированных разговоров может вызвать у детей тревогу по поводу эмоционального состояния их родных. Эта тревога может непреднамеренно привести к тому, что дети не будут делиться своими собственными проблемами в попытке защитить других, и им придётся справляться с этими трудными чувствами в одиночку 2.

Взрослые должны быть искренними в отношении неопределенности и психологических проблем, вызванных пандемией, при этом не подавляя детей своими страхами. Эта искренность не только объясняет то, что наблюдают дети, но и дает возможность спокойно говорить о своих чувствах. Налаживание эмоциональных реакций и заверение детей в том, что семья будет заботиться друг о друге, сдерживает тревожность и помогает концентрации внимания.

Прошлые чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия дали психологии масштабный опыт первой помощи, сосредоточенный на стандартных реакциях и подходах к преодолению трудностей. 1 Дать информацию 9 и установить приоритеты в общении с детьми про COVID-19 — важная часть любых универсальных мер реагирования на пандемию со стороны сообщества. Медицинские работники заняты, ухаживая за преимущественно взрослыми пациентами, что делает психологические потребности детей еще более незаметными. Однако, игнорировать ближайшие и долгосрочные психологические последствия ситуации в мире было бы неразумно, особенно для детей и молодежи, которые составляют 42% населения Земли 10.

Авторы: Louise Dalton, Elizabeth Rapa, Alan Stein

Ссылки:

1 Danese A, Smith P, Chitsabesan P, Dubicka B. Child and adolescent mental health amidst emergencies and disasters (Психическое здоровье детей и подростков в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф). Br J Psychiatry 2019: published online Nov 13. DOI:10.1192/bjp.2019.244.

2 Dalton L, Rapa E, Ziebland S, et al. Communication with children and adolescents about the diagnosis of a life-threatening condition in their parent. (Общение с детьми и подростками по поводу диагноза опасного для жизни состояния у их родителя.) Lancet 2019; 393: 1164–76.

3 Christ GH, Christ AE. Current approaches to helping children cope with a parent’s terminal illness.(Современные подходы к оказанию помощи детям в преодолении неизлечимой болезни родителей.) CA Cancer J Clin 2006; 56: 197–212.

4 Stein A, Dalton L, Rapa E, et al. Communication with children and adolescents about the diagnosis of their own life-threatening condition. (Общение с детьми и подростками по поводу диагностики собственного угрожающего жизни состояния.) Lancet 2019; 393: 1150–63.

5 Edwards M, Davis H. The child’s experience. In: Counselling children with chronic medical conditions. (Консультирование детей с хроническими заболеваниями.) Leicester, UK: British Psychological Society, 1997: 28–48.

6 Brooks SK, Webster RK, Smith LE, et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. (Психологическое воздействие карантина и способы его снижения: быстрый обзор фактических данных.) Lancet 2020; 395: 912–20.

7 Stein A, Lehtonen A, Harvey AG, Nicol-Harper R, Craske M. The influence of postnatal psychiatric disorder on child development. Is maternal preoccupation one of the key underlying processes? (Влияние постнатального психического расстройства на развитие ребенка. Является ли материнская забота одним из ключевых основополагающих процессов?) Psychopathology 2009; 42: 11–21.

8 Krauel K, Simon A, Krause-Hebecker N, Czimbalmos A, Bottomley A, Flechtner H. When a parent has cancer: challenges to patients, their families and health providers. (Когда родитель болен раком: проблемы для пациентов, их семей и медицинских работников.) Expert Rev Pharmacoecon Outcomes Res 2012; 12: 795–808.

9 UNICEF. How to talk to your child about coronavirus disease 2019 (COVID-19). (Как поговорить с ребенком о COVID-19) https://www.unicef.org/coronavirus/how-talk-your-c... (accessed March 11, 2020).

10 WHO. Coming of age: adolescent health. World Health Organization. (Совершеннолетие: здоровье подростков. Всемирная организация здравоохранения.) https://www.who.int/health-topics/adolescents/comi... (accessed March 11, 2020).

Все о коронавирусе COVID-19
Собрано 0 из 7 458 рублей
Все о коронавирусе COVID-19
Текущий проект

Мы начинаем серию публикаций по теме, которую должны знать все: это поможет сохранить много жизней. Коронавирус стал одним из главных испытаний для нашего привычного уклада жизни. Его новизна рождает кучу домыслов, которые не соответствуют действительности и не помогают его побороть. Здесь мы публикуем переводы статьей из достоверных источников — медицинских ресурсов и авторитетных СМИ, чтобы важная информация о новом коронавирусе была доступна и на русском языке, и чтобы развеять некоторые мифы о нём

Все о коронавирусе COVID-19
Собрано 0 из 7 458 рублей

Еще статьи на эту тему