Велономика: способ переосмыслить проблему

30 мая 2020 г.

Карантинные меры потихоньку снимают во всём мире. Даже в Москве, пусть и со своими собянинскими особенностями вроде прогулок домами по расписанию. Введение режимов самоизоляции особенно отразилось на общественном транспорте: эксперты полагают, что после снятия всех мер снизятся как спрос на него, так и предложение. Люди будут ездить на общественном транспорте гораздо реже, чем раньше — многие предпочтут воспользоваться другими видами транспорта.

Но какими? И как это отразится на обществе в целом и дорожной обстановке?

car, moscow, congestion, cork, the transportation system, road, traffic, street, track, russia, building, city street, city, machinery, auto, motion, route, mark, mkad, transportation, mode of transportation, motor vehicle, architecture, land vehicle, built structure, building exterior, city life, incidental people, commuter, travel, day, outdoors, 5K, CC0, public domain, royalty free

Ответ на эти вопросы попытались найти исследователи из компании Decisio. Они рассмотрели два варианта развития событий в транспортной сфере Италии, одной из самых поражённых коронавирусом стран, которая уже начала перезапускать экономику.

Один из этих вариантов — ничего не делать. При нём города останутся такими же, как были до пандемии, а значительная часть людей пересядет с общественного транспорта на личный. Тут возможны несколько сценариев — всё зависит от того, как много людей предпочтут личный автомобиль. На графике показаны три сценария: оптимистичный, где на машины пересядет половина пассажиров; промежуточный — там на машины пересаживается две трети пассажиров, и наихудший — когда все, кто пользовался общественным транспортом, пересядут на личные автомобили. Ключевой показатель — общественные затраты, которые авторы исследования поделили на связанные с пробками (показаны жёлтым) и не связанные с пробками (здоровье людей, загрязнение воздуха, климат, безопасность и так далее). Эффект от пробок авторы исследования подсчитали весьма консервативно, но и это дало показательный результат: отрицательный эффект составит в лучшем случае 11 миллиардов евро, а в худшем — 22 миллиарда евро! Экономика и так в кризисе, а тут ещё и дополнительные затраты!

Три варианта развития событий, если ничего не предпринимать


Второй вариант, который рассмотрели исследователи, предполагает вмешательство правительства страны и городов. Это в какой-то мере можно наблюдать сейчас не только в теории, но и на практике — это и субсидии на покупку велосипеда или самоката, и строительство временных велодорожек. В одном из возможных сценариев при вмешательстве властей все перемещения на расстояние до 5 километров совершаются пешком или на велосипеде; в другом — все перемещения на расстоянии до 10 километров. Разница поражает: если во всех сценариях, связанных с пересадкой людей на автомобили, общество несёт затраты, то здесь наоборот — получает выгоду! Причём во втором сценарии, где больше ходят пешком и ездят на велосипедах, это почти 20 миллиардов евро. Во многом это связано с отсутствием потерь от стояния в пробках, но есть и такой важный момент, как улучшение здоровья людей благодаря активной мобильности. Это, в свою очередь, повышает ожидаемую продолжительность жизни, увеличивает продуктивность и снижает затраты на медицину.


Социальные затраты и выгода: при промежуточном сценарии невмешательства и при двух сценариях активного продвижения езды на велосипеде и ходьбы пешком

Разумеется, все эти возможные варианты — теоретические. Кто-то пересядет с общественного транспорта на личный автомобиль, кто-то — на велосипед, кто-то начнёт ходить пешком. Но расчёты показывают: чем больше людей будут ездить на автомобиле, тем хуже будет для всего общества, и наоборот — чем больше людей будет ходить пешком и ездить на велосипеде, тем выгоднее будет всем, даже тем, кто пересядет на автомобиль. Это исследование показало, в какую сторону нужно смотреть тем, кто принимает решения — в ту, которая принесёт больше пользы обществу.


Источник.


Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему