Коронавирус — вызов для городов

18 мая 2020 г.

Люди заявляют, что они не могут чувствовать себя безопасно на улице, потому что города не были спроектированы для социального дистанцирования.

Главный вопрос, на который должно ответить правительство во время обсуждения послаблений карантина, — как мы будем перемещаться во время сохранения социального дистанцирования в будущем.

Местные сообщества, транспортники и эпидемиологи призывают к радикальным изменениям, которые уже происходят по всему миру — к примеру, расширение тротуаров, ограничение автотрафика и развитие сети велодорожек.

Изображение

Такие изменения смогут предотвратить появление следующих волн заболеваемости, улучшить качество воздуха и здоровье жителей страны, а также помочь странам достичь тех целей, которые они поставили в сфере улучшения климата, считают активисты.

Уменьшение автомобилепользования во время карантина значительно снизило уровень загрязнения воздуха (непредвиденный бонус от пандемии) и сделало езду на велосипеде приятнее. Однако практика социального дистанцирования подчеркнула тесноту улиц городов Великобритании.

В Манчестере Дебора Тодд перестала ходить по тротуару и теперь ходит прямо по проезжей части вместе со своими детьми. В Камбрии с Карри-Эн Лайтли произошёл несчастный случай, потому что пешеходы не оставляют достаточно места для передвижения инвалидной коляски на тротуаре. Джули Тэйлор пришлось толпиться на узкой улочке в Уилтшире. Наконец, в Лондоне Анна Буклес вовсе перестала выходить на улицу, потому что для её инвалидной коляски там нет места.

В Большом Манчестере и ещё некоторых городах количество поездок на велосипеде увеличилось на 22%. Велосипедами пользуются и работники в ключевых сферах деятельности, в том числе там, где общественный транспорт не работает. Но когда транспорт запустится, его заполняемость будет строго ограничена.

Изображение

В таком случае, согласно полученным BBC данным, лондонским метрополитеном смогут воспользоваться лишь 15% от докризисного пикового количества людей: 200 тысяч пассажиров в час против 1,3 миллиона ранее.

Но если больше людей будет передвигаться на личном автомобиле вместо общественного транспорта, дорожная сеть будет сильно загружена.

«Кризис показал, как мало пространства на улицах выделяется для людей, и что каждый хочет безопасности на дороге», — говорит бывший велогонщик Крис Бордман, Уполномоченный по велодвижению в Манчестере.

В Великобритании призывают следовать мерам, принимаемым в Париже, Берлине и Нью-Йорке — устанавливать временные ограждения для создания места, достаточного для социального дистанцирования.

Используя временные схемы движения, местные власти могут расширять тротуары, устанавливать сети временных велодорожек и закрывать жилые улицы для сквозного трафика.

Изображение

«Если мы дадим людям возможность передвигаться разными способами, мы защитим их сейчас, во время кризиса, а также впоследствии, когда проявятся улучшения в здоровье населения, потому что больше людей будут тренироваться и дышать на свежем воздухе. Вот так мы защитим национальную систему здравоохранения», — говорит Бордман.

Но запрет автомобилей игнорирует потребности многих участников дорожного движения, считает Дункан Бьюкенен, директор по политике в Ассоциации автомобильных перевозок: «Избирательный запрет будет влиять на все остальные улицы, на их загруженность, на время в пути, а также будет увеличивать загрязнение и выбросы углекислого газа», — считает он.

Учёные предупреждают, что социально дистанцироваться придётся ещё как минимум год-полтора. Выпуск общественного транспорта будет сильно сокращён, поэтому работникам нужно будет найти другие способы перемещаться по городу.

Поступают сигналы, что люди будут использовать личные автомобили даже больше, чем до карантина: согласно данным AutoTrader, 56% водителей, у кого сейчас нет машины, планируют купить её по окончании карантина.

В китайском Ухане использование личного авто удвоилось после окончания карантина: выросло с 34% до вспышки до 66% после снятия карантина.

«Будет сильный рост использования личных автомобилей, если мы не будем предпринимать каких-либо мер на этот счёт», — говорит Лео Мюррей из благотворительного фонда по вопросам климата «Возможно», который выступает за использование экологичного транспорта.

Изображение

Согласно двум последним исследованиям, в самых загрязненных городах Великобритании риск умереть от коронавируса выше из-за худшего качества воздуха. Там проблемы требуют незамедлительного решения.

В таких городах, как Лондон, Бирмингем и Глазго люди уже страдают от респираторных болезней и сердечных приступов, вызванных загрязнением воздуха. Рост использования автомобилей станет катастрофой для здоровья жителей и их самочувствия, полагает Мюррей, а также станет катастрофой для национальных целей в области изменения климата, которые требуют снижения использования личных автомобилей в Великобритании на 50%.

«Существует стимул сохранять общее респираторное здоровье населения насколько это возможно. Ходьба и езда на велосипеде — способы сохранять лондонское движение безопасным и социально удалённым», — говорит Кэролайн Рассел, член Лондонской ассамблеи и депутат района Ислингтон от Партии зеленых.

Согласно опросу YouGov, только 9% людей хотят полного возврата к докризисной жизни.

Изображение

Большая часть поездок в Англии (68%) совершается на расстояние не более 5 миль (8 км) — это означает, что большая часть людей может совершать их на велосипеде, если они чувствуют уверенность и безопасность. Психологи утверждают, что привычки изменить тяжело, но нынешний кризис изменил наше поведение в мгновение ока.

«Настал тот ценный момент преобразовать наш образ жизни, и нам нельзя упустить этот момент уйти сквозь пальцы. Пусть эта трагедия переопределит жизнь в городе в позитивную сторону», — говорит Уилл Батлер-Адамс, генеральный директор британского производителя велосипедов Brompton.

Но пока правительство лишь упростило для местных органов власти процесс закрытия дорог для автомобилей для местных органов власти, а Лондон анонсировал свой дорожный план, который будет поощрять миллионы людей передвигаться по городу пешком или на велосипеде.

Однако местные органы власти и планировщики говорят, что необходимо большее.

«Муниципальные власти перегружены сейчас экстренной работой и недостатком финансирования, поэтому правительство должно само руководить», — говорит Адам Трантер, советник мэра Ковентри по велоинфраструктуре.

В Лондоне группа женщин, называющих себя «Тактикал Урбанистас», взяли дело в свои руки. На прошлой неделе они расширили тротуар напротив загруженного супермаркета, разрисовав мелками поверхность дорожного полотна и использовав временные барьеры в виде шин, в которые они посадили цветы.

Жители Тауэр-Хамлетс одобрили такие изменения и поддержали их в соцсетях, говорят активисты. Однако местный муниципалитет выступил против и убрал шины с проезжей части якобы ради безопасности.

«Улицы Лондона небезопасны в плане социального дистанцирования, и непропорционально много пространства отдано машинам за счет других участников дорожного движения. Это риск для здоровья жителей, это необходимо срочно менять», — сказали «Тактикал Урбанистас» BBC News.

Изображение

«Дёшево и сердито»

«Планы по созданию сети велополос уже существуют, правительству и местным властям лишь нужно реализовать их», — считают множество экспертов, включая Брайана Дигана, проектировщика улиц, который помог разработать сети велодвижения в Лондоне и Манчестере. «Простое обособление велодорожек и расширение тротуаров — недорогое и быстрое», — добавляет он.

«Это требует быстрого реагирования. Если жителей не устроят временные меры, местные власти смогут вернуть все как было по окончании кризиса. Но опыт показывает, что люди предпочитают тихие и чистые улицы», — полагает он.

Общественные объединения, которые долгое время призывали к озеленению и развитию городов, надеются, что пандемия может обеспечить эти изменения.

В Германии власти выяснили, что временные велополосы Берлина помогают местным жителям соблюдать социальную дистанцию и не оказывают негативного влияния на автотрафик.

«Нас лишили слишком многого, и сейчас люди сфокусированы на малых делах», — говорит Пол Райли из экодвижения «Превращение Ливерпуля». «Мы поняли, что воплотить изменения в жизнь возможно, нужно только захотеть этого».


Оригинал. Перевел Марат Мурзаханов.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему