Не тактика, а стратегия: вместо парковок — скамейки

12 февраля 2021 г.

Ещё неделю назад возле одной из закусочных с хот-догами в шведском Гётеборге были парковочные места. Теперь там скамейка, стол для пикника и парковка для велосипедов и электросамокатов. Люди общаются, едят и наслаждаются жизнью, несмотря на температуру ниже нуля.

За неделю до этого туда пришли рабочие и возвели деревянный парклет со скамейками. По словам Малин Талкот, владелицы закусочной, «в солнечные пятницу и субботу людей там было полно — они брали кофе с сосиской и ели на улице».

Такое временное общественное пространство — часть шведского городского эксперимента, известного как «одноминутный город». Похожие пространства появляются по всей Швеции в рамках проекта Street Moves — благодаря нему власти Швеции хотят узнать, что происходит, когда машины исчезают с улиц (а ещё — как вдохнуть жизнь и энергию во все шведские улицы к 2030 году).

Картинки по запросу "sweden parklet winter"

Дэн Хилл, директор по стратегическому планированию ответственного за этот проект шведского государственного агентства по инновациям, утверждает, что «если рассматривать 40 тысяч километров существующих в Швеции улиц как общественное пространство — это что-то невероятное». С ним согласен Киран Лонг, отвечающий в этом проекте за архитектуру: «Это всё доступное для нас пространство, на котором мы можем пробовать различные варианты будущего. Идея о том, что роль автомобилей необходимо снижать, признана по всему миру, но как это реализовать — вот главный вопрос». Также Лонг отмечает, что этот проект — размышление на тему того, как можно использовать улицы и (не афишируя этого), как отказаться от парковочных мест в городе из-за того, что это попросту неэффективно.

Талкот хоть и восприняла изменения положительно, но всё же опасается, что некоторые постоянные клиенты перестанут к ней ходить из-за отсутствия парковки. Однако она согласна с тем, что в Гётеборге стало настолько тяжело ездить на автомобиле, что всё меньшее число людей выбирают этот вид транспорта.

Изображение

Разработчик проекта Оле Лундберг, чья контора располагается в двух минутах ходьбы от одного из реализованных решений в Стокгольме, доволен тем, как это восприняли в обществе. «Я каждый день прохожу мимо и вижу людей, которые сидят там и общаются. Мы придумали решение, при котором скамейки стоят лицом к проезжей части, и получается такое обособленное пространство для людей, особенно подростков 13–14 лет. Просто невероятно, как они все используют это пространство».

В Стокгольме опросили 322 человека на тему восприятия этого проекта — 70% восприняли его положительно,а в Шведском национальном центре архитектуры и дизайна утверждают, что количество пешеходов на улицах возле таких парклетов увеличилось в 5 раз. Возвести один такой парклет можно очень быстро — всего за 5 часов, а работает это, по словам создателей, «как Лего». В качестве материала используются типовые деревянные доски шириной 9 сантиметров, а в длину их можно положить на столько парковочных мест, сколько потребуется — а затем поставить сверху всё, что потребуется от лавочек до велопарковок.



По словам Хилла, при реализации этого проекта авторы «хотели применить методы тактического урбанизма, но мыслить при этом стратегически». Он утверждает, что это ещё и своего рода попытка допилить концепцию 15-минутного города, которую успешно начали реализовывать в Париже. «Конечно, отличная идея — иметь всё необходимое в 15 минутах, но „одноминутный город“, пространство перед домом, — это и есть район, место, которое имеет к вам самое близкое отношение».

Кроме Гётеборга, такой проект собираются реализовать в Хельсингборге, да и другие шведские города уже выразили свой интерес к нему. Возле колледжа в Хельсингборге хотят сделать скамейки, кадки с цветами и светодиодную подсветку — ради того, чтобы студенты могли там отдохнуть до или после занятий.

Оригинал


Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему