Мы в «Городских проектах» очень любим выборы. Выборы для нас — это шанс дополнительно привлечь внимание к теме развития городов. Это возможность избрать неравнодушных людей в органы, которые могут повлиять на продвижение урбанистической повестки в районах, городах и всей стране. Мы участвовали в выборах в МГД в 2014 году, впервые предложив концепцию «как сейчас / как должно быть». Тогда Максим Кац набрал 22% голосов. В этом году в Петербурге 99 человек избрались в мундепы. Им помогал наш Штаб преображения, который разработал десятки концепций преобразования общественных пространств. Голос урбанистов теперь звучит громче, и идеи удобных городов стало реализовывать чуточку проще.
Анн Идальго, которая стремится переизбраться мэром Парижа, пошла по этому же пути. «15-минутный город» — воплощение идеи сегментированного города, предложенной Карлосом Морено, профессором Сорбонны. По этому плану крупные улицы Парижа закроются для автомобилей, загруженные перекрёстки станут пешеходными зонами, а рядом со школами откроются «детские улицы». Анн Идальго использует некоторые идеи Морено в своей избирательной кампании, стремясь создать образ самого «зелёного» кандидата. Идальго хочет осуществить то, что она называет «экологическим преобразованием города», нацеливаясь на повышение качества воздуха и улучшение ежедневной жизни парижан. Среди предвыборных обещаний Идальго — зелень, городские огороды и детские площадки вместо парковок.
Она планирует поделить город на множество районов, где «можно найти всё, что требуется, в 15 минутах от дома». Эти 15 минут — не на машине. Политик ставит во главу угла велосипед и ходьбу пешком. План «15-минутного города» (Ville Du Quart D’Heure), опубликованный 21 января, предлагает превратить Париж в город для людей. Он основан на уже проведённых во время первого срока изменениях — сокращении места для автомобилей в пользу пешеходов и автомобилистов.
Некоторые решения по организации улиц, которые предлагает Идальго, будут постоянными, а другие, например, приспособленные для детей школьные улицы, будут работать только в начале и конце учебного времени.
Концепт «15-минутного города» основан на идее Морено о «хроноурбанизме», при котором рядом с домом расположены и различные удобства, и рабочие места, и магазины. По словам Морено, это означает «смену отношения ко времени, особенно ко времени перемещения по городу».
Вместо того чтобы строить на окраинах города торговые центры, в 15-минутном городе будет развиваться «гипер-близость», когда всё необходимое для жизни всегда рядом, в пределах пешей или велосипедной доступности. По наблюдениям Морено, города «до сих пор живут в парадигме нефтяной эпохи и её влияния на дороги и градостроительство», но в то же время «эпоха повсеместно используемых автомобилей» подходит к концу.
Чтобы обеспечить «настоящее качество жизни», нужно исключить из неё «вездесущий бензиновый транспорт», считает Морено. Он понимает, что такая амбициозная градостроительная политика потребует «радикальных преобразований в образе жизни». По его словам, это «вызов городскому ритму жизни».
Хроноурбанизм, согласно Морено, должен стать основой плана действий на ближайшие годы.
Париж должен «перейти от планирования города к планированию городской жизни, что означает преобразование городского пространства. Сейчас оно в основном несёт в себе одну функцию — есть центр города и несколько специализированных зон. Город должен стать полицентричным, основанным на четырёх ключевых компонентах: близости, разнообразии, плотности и универсальности», считает Морено. «15-минутный город» как раз способен это обеспечить.
Более плотным и населённым городам ближайшего будущего, не только Парижу, потребуется превратить улицы в пространства, где не будет углеродных выбросов — с приоритетом пешеходов и велосипедистов.
Идеи хроноурбанизма (близости магазинов и сервисов к жилым зонам, связанным пешеходной и велосипедной инфраструктурой) — не новинка: такой подход к проектированию городов уже применяется в таких нидерландских городах, как Гронинген и Утрехт.